0
1290

22.02.2001 00:00:00

Шоковое обаяние психоанализа

Тэги: Лакан, книга, Телевидение


Жак Лакан. Телевидение. - М.: Гнозис, 2001, 160 с.

Кто не знает, что успехом своим я обязан аналитическому дискурсу? В этом смысле я, можно сказать, self-made man. Бывали такие и раньше, но это дело прошлое.
Жак Лакан

ЭТА НЕБОЛЬШАЯ книжка была издана в 1974 году и представляет собой предварительный текст интервью французскому телевидению. Вопросы, которые задает Лакану ведущий, самые общие: они рассчитаны на то, чтобы ввести массового зрителя в сложный мир лакановских спекуляций по поводу бессознательного. Только вот отвечает мэтр отнюдь не в соответствии с ожиданиями среднего потребителя знаний.

Hепосвященные могут читать эту книгу тремя разными способами. Это как бы три стадии погружения в текст, причем "инсайт" ждет читателя в лучшем случае в конце третьей. Первая стадия - самая трудная. Это своеобразный психологический тест на способность преодолеть свои эмоции. Ибо первым и самым стойким чувством при чтении этого текста будет скорее всего раздражение. Hу, действительно, как еще в конце концов можно отнестись к этим снобистским жестам французского интеллектуала, к этим двусмысленным парадоксам, трехэтажным метафорам, бесконечным намекам и бесчисленным подразумеваниям, которые и специалисты вряд ли сразу расшифруют? Свысока и пригоршнями бросает Лакан нам, непосвященным, истины о нашем бессознательном. И никак не удается нанизать этот бисер на нить хоть какой-нибудь внятности. В итоге читатель рискует просто-напросто остаться в дураках, а мэтр при этом еще и нагнетает подозрения: он, дескать, "погрешил... самой мыслью говорить так, чтобы (его - С.Я.) поняли идиоты". А ведь все равно не поняли. А еще эти шокирующие пассажи вроде отождествления психоаналитика со святым или утверждения, что подлинная реальность женщины доступна мужчине только в собственном психозе.

Пожалуй, то немногое, что можно усвоить на этой стадии чтения, - это пророчество Лакана о том, что Европу в скором времени ждет новая волна расизма ( потому что Желание "сбилось с пути", и ему теперь нужен абсолютно Другой, по отношению к которому оно могло бы обернуться агрессией), что любая женщина для мужчины "заражена (его - С.Я.) матерью" и что при капитализме "секс выброшен на свалку". Hу, и еще, может быть, то, что Лакан, наверное, большой женоненавистник: "они (женщины - С.Я.) покладисты до такой степени, что нет предела уступкам, которые каждая из них готова сделать для некоего мужчины, предоставляя ему свое тело, свою душу, свое имущество", - и что международное психоаналитическое Общество, из которого его изгнали, он называет не иначе, как Обществом Взаимной защиты от Аналитического Дискурса (в русском переводе ОВЗоАД). Hа этом читатель, желающий получить общие представления о Лакане, пожалуй, может книгу и закрыть. Hавсегда. Hичего большего из нее не выудишь, а для того чтобы поддержать светскую беседу, блеснуть в своей "продвинутостью" в новомодной теме, этого вполне хватит.

Вторая стадия - для интеллектуалов, которые способны допустить своеобразную презумпцию смысла (дескать, не пойман - не шарлатан). Если целью первой стадии было набрать побольше непосредственных впечатлений от текста, то теперь необходима "интеллектуальная интерпретация" этих аффектов. Что опять же возможно только при смене психологической установки по отношению к читаемому. Ведь перед нами не последовательное изложение лакановского дискурса, а своеобразная summa phsycoanalitica мэтра. И вот теперь читатель должен дать себе труд разматывать тугой клубок фраз, пытаясь собрать ежеминутно распадающуюся - даже в пределах предложения - нить изложения. При этом волей-неволей приходится заглядывать в оригинал, который помещен тут же, на каждой странице разворота. Потому что перевод местами несколько смущает. И что это за странная манера - ставить глаголы в конец предложения? В итоге, например, получается: "Не в качестве посмешища задумана была Фрейдом организация, которой сам он аналитический дискурс завещал". И так построенных предложений в тексте немало.

Однако если все эти трудности и не отпугнули любознательного читателя, то одной только смекалкой в решении шарад ему не обойтись, поскольку понимание прочитанного подразумевает по меньшей мере некоторое знакомство с текстами Фрейда и самого Лакана. И только положив рядом с "Телевидением" уже переведенные на русский язык лакановские "Семинары" и "Инстанцию букв", читатель может сметь надеяться, что ему откроется хотя бы часть контекста намеков и молчаливых подразумеваний. Теперь одна фраза этой книжки обнаруживает в свернутом виде содержание, к примеру, целой главы из "Семинаров". Впрочем, такое чтение скорее всего - уже удел специалистов. Потому что в качестве введения в его психоанализ этот текст, конечно, мало подходит. Скорее это провокация, вызов и импульс, своей непонятностью пробуждающий интерес к новому и чрезвычайно сложному мыслительному миру. В чем Лакану не откажешь, так это в обаянии утонченного интеллектуализма и широчайшей философской эрудиции (от Аристотеля до Спинозы, от стоиков до Канта). Кстати, многие психоаналитики как раз и упрекали Лакана в чрезмерной склонности к философствованию. Думается, поэтому и в нашей стране первое отношению к такому психоанализу в лучшем случае осторожно-отстраненное. Нам бы с азами психоанализа разобраться, а тут еще философские размышления по поводу психоанализа. Не случайно издательство "Гнозис" не посягнуло даже на номинальный справочно-комментаторский аппарат. По всему видно: не захотели связываться с такой величиной. Если бы было возможно, то книгу, наверное, издали бы и без перевода: разбирайтесь, дескать, сами. Ну что ж, будем разбираться. Было бы желание.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1441
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1645
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1753
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4058

Другие новости