0
2199

05.04.2001 00:00:00

Ракета "Эйзенштейн"

Тэги: эйзенштейн, клейман, теория


-ПОЧЕМУ именно монтаж стал объектом столь подробного теоретического разбора Эйзенштейна?

- По мнению Эйзенштейна, всеми выразительными проявлениями управляют одни и те же законы, но монтаж наиболее, что называется, груб, нагляден и доступен, наиболее удобен для наблюдения. Как муха-дрозофилла, на которой легко изучать законы генетических мутаций. Монтаж удобен для теории, поскольку именно на этой наиболее крупной форме можно понять механизм киномышления. Тот же механизм работает mutatis mutandis и на более тонких вещах: на актерском уровне, уровне звука и так далее. И еще одна причина выбора в пользу монтажа. Эпоха Эйзенштейна - эпоха конструктивистская. Аналитическое разъятие и синтез на монтаже прослеживаются легче всего. Наш кинематограф 20-х годов - кинематограф, в общем-то, кубистический, структурный. Проблематика же другой книги Эйзенштейна - "Метода" - была во многом спровоцирована оппозицией конструктивистской утопии и сюрреализма с его пафосом иррационального. В "Методе" Эйзенштейн занимался уже и критикой кубизма, и критикой сюрреализма.

- Какие задачи должна была выполнять эта книга Эйзенштейна?

- Эта книга одновременно была и учебником, и второй по счету книгой из задуманной Эйзенштейном "шарообразной", как он сам ее называл, исследовательской серии, предполагающей свободную, а не жесткую последовательность письма и прочтения. Что очень важно, учитывая универсалистский взгляд Эйзенштейна на искусство. Эйзенштейн выделил несколько аспектов, позволяющих исследовать проблему кинотворчества, и вообще творчества, с разных сторон, а не линейно. Первой книгой была "Искусство мизансцены".

- Но что удерживало эти части в "книге-шаре"? Есть ли в ней единый центр гравитации?

- Вопрос о "необходимости" искусства, пусть это и покажется странным сейчас. Конечно, Эйзенштейн-режиссер уже не ставил вопрос столь радикально, как в 23 года, когда он хотел "расправиться" с искусством. И все равно: в статье "Как я стал режиссером", где, наблюдая за мальчиком, сильно сопереживавшим спектаклю, Эйзенштейн делает вывод, что искусство есть фикция, заменяющая реальный жизненный опыт. Искусство - тоже опыт, но все равно вопрос о "необходимости" оставался: не является ли искусство замещением жизнетворчества, фиктивным творчеством. Уничтожить искусство, занимающее промежуточную позицию между религией, философией и жизнестроением, - необычно, согласитесь, слышать такие вещи от великого художника. Ведь все получилось наоборот.

- Интересно, что, говоря об искусстве, Эйзенштейн постоянно воспринимал его как "функцию".

- Да, для него искусство - это попытка осознать свое место и функцию. В каком-то смысле это очень русская идея: искусство как служение. Чтобы служить, необходимо понять, как ты можешь делать это наиболее эффективно. Вся концепция монтажа-аттракциона на самом деле это не, как вульгарно пишут, "манипуляция сознанием" или "искусство имитации" во имя каких-то привнесенных идей. Это попытка понять наиболее эффективные механизмы воздействия на человека, которому искусство зачем-то нужно.

- А его интерес к герметическим наукам?

- Оккультные науки он называл науками неточными. Понимая под точными науки позитивные. "Позитивных" книг было довольно много в его библиотеке, но также и целая полка оккультных и книг по психологии. Ведь Эйзенштейн в каком-то смысле был человеком начала ХХ века - современником Эйнштейна, Фрейда, Шенберга. В его энциклопедизме был не праздный интерес, а попытка понять то, что выходит за пределы позитивистской картины мира. Его любимая картинка - монах Николай Кузанский, просунувший голову за небесный свод. Мы дадим ее на обложке второго тома.

- Увидеть невидимое?

- Кинематография основана, как и икона, на материализации незримого, а вся эйзенштейновская теория образности - как передать то, что нельзя увидеть. Изображение и образ - оппозиция видимого и невидимого. В отличие от ренессансной картины.

- Так все же, что, на ваш взгляд, лежит в основе его режиссерского метода?

- Единство. Та же логика, которой руководствовался Эйнштейн, не принявший вероятностную концепцию Нильса Бора и назвавший ее "недостаточной". Эйнштейн любил повторять, что "Бог не играет в кости".

- Режиссура классической механики?

- Нет, не так. Ведь Эйнштейн не отрицал вероятностную концепцию, но, как известно, пытался включить ее в единую теорию поля. У Эйзенштейна - схожий подход. Он все время искал то, что делает произведение искусства устойчивым, константным, то, что обнимает собой все многообразие проявлений: это могло касаться и жеста, и композиции, и измерений звука, и цвета. Ведь фильм воспринимается нами как единое произведение, подобное самому "большому произведению" - миру.

Как привести все это многообразие к единому знаменателю? Вот главный вопрос Эйзенштейна.

- Раз уж речь зашла об Эйнштейне и квантовой механике, то нельзя не упомянуть и столь актуальный для того времени феномен, как додекафония и музыка нововенской школы.

- Эйзенштейн работал с учеником Шенберга над музыкой к Потемкину. Кстати, Адорно написал вместе с Айслером критику эйзенштейновой концепции вертикального монтажа. Эйзенштейн у них оказался на одной стороне с Томасом Манном, а на противоположной - адорновская концепция диссонанса, "опровергающая" "Девятую симфонию" Бетховена. Интересно, что Эйзенштейн успел ответить на эту книгу, прочитав ее 1949 году, но не зная, что за этим текстом стоит Адорно, а имя Айслера было проставлено потому, что Адорно, как слишком "левого", запретили в то время упоминать в Америке. Сохранились его пометки на полях, из которых следовало, что автор знает лишь одну сторону соизмеримости, а именно - диссонанс. А диссонанс, с точки зрения Эйзенштейна, есть лишь выражение видимого "диссонансного" мира. Так же как и в случае с Фрейдом, сравнивавшим подсознание с тюрьмой, притом что подсознание можно сравнить и с утраченным раем.

- Но в серийной теории понятие диссонанса не является формообразующим. Как видно, Эйзенштейн уловил только эту сторону серийности?

- Просто для Эйзенштейна именно эти вещи: ритм, метр, консонанс-диссонанс, были крайне важны. Он обладал высокой музыкальной интуицией и хорошо понимал основные принципы додекафонии.

- Такое понимание задач свидетельствует в пользу режиссерского детерминизма, не правда ли? Оставлял ли Эйзенштейн место случаю, спонтанности, той же интуиции?

- Да, Эйзенштейна часто упрекают, что он создавал слишком детерминистический, кристаллизованный мир. Это не жидкость и не некая плазма, текущая в музыке Чайковского или Шопена, это жесткая кристаллическая структура. И как всякий кристаллограф он соответствующим образом эту абсолютно детерминизированную структуру изучает. Но это - в теории. А на практике┘ Был такой проректор ВГИКа с музыкальным, к тому же, образованием - Юрий Евгеньевич Геника. Приходит он раз в наш "Эйзенштейновский кружок", в котором я делал тогда бесконечные доклады, сейчас забавно вспоминать об этом┘ Ну вот, приходит ректор, слушает и говорит: "Ваш Эйзенштейн все наврал, все не так. Одно дело - бумага, другое - фильм", и разложил эту разницу по полочкам.

- То есть мы имеем дело с двумя Эйзенштейнами: "бумажным" и "экранным"?

- Нет. Эйзенштейн любил рассказывать байку про изобретателя бритвы "Жиллетт", в гостях у которого он побывал. Так вот, изобретатель рассказал ему, что секрет этой бритвы в том, что ее нужно сначала довинтить до упора, а потом сделать пол-оборота назад. В этих пол-оборота и содержится весь фокус. То есть теория дает предел, а эти пол-оборота и есть весь "фокус" теории. Кристалл начинает дышать. Можно пробиться вперед: ломаешь бритву и, оказавшись за пределами теории, начинаешь вырабатывать новую. Эйзенштейн, конечно, не относился к тем художникам, которые допускают много случайностей. Но и расхождение "экрана" с "теорией" также является теоретическим построением. Это судьба всех пионеров, им приходится быть теорийками собственного искусства, строить кристалл, пробиваться вперед. От этого - дискомфорт восприятия, неудобство "потребления" такого кино. Эйзенштейн - это не велосипед, а ракета с перегрузками, если хотите.

- Сам по себе выход "Монтажа" еще раз провоцирует вопрос: возможно ли сейчас создание последовательной кинотеории? Насколько теория Эйзенштейна актуальна?

- Отсутствие теории - результат очень странного состояния современного кинематографа и искусства в целом. В России теория была скомпрометирована догматикой, на Западе - интердисциплинарностью с перекосами то в психологию, то в социологию, то в философию. Хотя теоретический взгляд и имел место - у Годара, у Вендерса, Сатьяджита Рея, Одзу.

- Но это - не универсалистский взгляд.

- Отнюдь. Рей, например, соотносил свое киноискусство с индийской музыкальной теорией┘ Чистая кинотеория нуждается в ренессансе. Этот ренессанс уже подготовлен, на мой взгляд, появлением новых технологий. Они, можно сказать, диктуют возврат к классической теории кино, но уже на другом уровне.

- А что нового в новых технологиях, что требует обращения к теории Эйзенштейна?

- Их большая пластичность и большая свобода в работе со всеми элементами - визуальными, звуковыми, монтажными. Кинопленка гораздо менее подвижна. Тот же монтаж: он стал более спонтанным и свободным. Но многое и утрачено: пленка несет реальный, а не воссозданный свет. И, пожалуй, самое главное - это то, что Эйзенштейн называл "прафеноменом кино": 24 раза в секунду мы видим изображение и 24 раза - спим в полной темноте, а наш мозг придает движение неподвижным картинкам. Электронный же луч не дает ни секунды для передышки. Нет сна. В этом смысле электронное изображение тотально. У него другой прафеномен.

- Та самая точка, вокруг которой будет организована новая теория?

- Да, это другой полюс. Но при этом новая технология взывает к таким частям эйзенштейновской теории, как монтаж и микромонтаж на уровне одного кадра. Речь идет о совершенно другой интенсивности и протяженности воздействия электронного изображения в отличие от оптического, которое гораздо более протяженно. Теория Эйзенштейна с его композицией кадра, работой с элементами монтажа, с его пониманием звука позволяет достичь этой совершенно не сравнимой с кино ядерной плотности. В эйзенштейновской теории этот запас прочности есть, что и позволяет экстраполировать возможности его теории на новые технологии.

- Вы говорили о концептуальном окружении эйзенштейновской теории: квантовая механика, Фрейд, теория относительности, додекафония - то, от чего Эйзенштейн отталкивался, на что он так или иначе откликался в своей теории. Какой бэкграунд значим для кино сейчас?

- Некоторое время таким бэкграундом был поп-арт и психоделика, в последнее время - это, без всяких сомнений, эстетика "техно". Из самых последних наблюдений: для меня совершенно неожиданной стала актуализация киноклассики 20-х. Это заметно даже по зрительской реакции на Штрокгейма или Мурнау - в зале устраиваются настоящие овации, и аудитория молодая. Это больше, чем мода и ретрофилия. Пожалуй, это восполнение того, чего не дает людям современный кинематограф, - визуальный рационализм, если хотите, и, что парадоксально, - указание на то, что мир еще не познан. А кино - один из инструментов его познания. Не исповеди, не чувства, а именно познания. Ведь в фильмах Эйзенштейна мы не слышим его голоса. Эйзенштейн не откровенничает.

- Какая следующая книга выйдет в этой серии?

- "Метод". А всего намечено три книги. Третьей будет "Неравнодушная природа". Без купюр, как в третьем томе "Собрания", - как цензурных, так и связанных с тем, что многое не было найдено тогда.

- Этот том начинается с вашей вступительной и, не удержусь от комплимента, блестяще написанной статьи под названием "Эффект Эйзенштейна". Это реплика на вашу же знаменитую статью "Эффект Кулешова"?

- Когда я писал в конце 60-х статью про "эффект Кулешова", я исходил из замысла целой серии статей - про эффект Вертова, Гриффита, Рене, Куросавы. У каждого из этих режиссеров - свой "эффект", но все отдельные "эффекты" связаны неким общим эффектом - эффектом кинематографа. Таков был замысел. Но мне кажется, что есть и нечто знаменательное в том, что написаны только две статьи - про Кулешова и Эйзенштейна. Количество эффектов необъятно, а кинематограф как искусство - един. К единству всегда и стремился Эйзенштейн. Изучение его искусства и жизни, как видите, не прошло для меня даром.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
1056
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
854
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
1019
Полномочия присяжных пока не расширяют

Полномочия присяжных пока не расширяют

Екатерина Трифонова

В развитии «народного суда» РФ уже отстает и от Казахстана

0
680

Другие новости