0
1110

19.07.2001 00:00:00

Кино и книга

Тэги: кино, книга


ЕСТЬ ПОДОЗРЕНИЕ, что самая лучшая книга о кино в чем-то всегда уступает самой слабой экранизации. Это кажется трюизмом. Действительно, книг о кино так мало, а экранизациям несть числа. Следовательно, это "что-то", что делает фильм привлекательней любого рассуждения о кино, настолько очевидно и заметно невооруженным глазом, что и говорить, кажется, об этом нет смысла. Нет смысла спорить с тем удовольствием, в которое нас вовлекает фильм и для которого излишне тяжеловесна не только книга, но зачастую и простая рецензия.

Никто не будет спорить с тем, что многие романы прошлого до сих пор доставляют удовольствие читателям, а некоторым читателям даже больше, чем фильмы. И если современный роман пытается завоевать читателя тем, что уже явно использует кинематографические приемы, то рискну предположить, что и вполне традиционная литература прошлого в этом смысле не была исключением. Однако речь вовсе не о том, о чем писал еще Эйзенштейн, когда находил в классической литературе и живописи эффекты монтажа и крупного плана, демонстрируя тотальность кинематографического принципа воздействия. Речь идет только об удовольствии. Вопрос может быть поставлен примерно так: не есть ли все то, что мы связываем с удовольствием от литературного текста, те моменты в книге, которые заставляют встроиться в нее читателя, вовлечься, забыться, отдаться потоку чтения, - не есть ли все эти частные удовольствия, которые всегда исключены или по крайней мере принижены книгой-памятником, книгой как таковой, - не есть ли все они именно то, что мы называем словом "кино"?

В 1926 году в небольшом эссе "Кино" Вирджиния Вульф писала о том, что фильмы возвращают нам варварство и дикость восприятия изнутри самой культуры, культуры чтения прежде всего. "Есть ли какая-нибудь особенность мышления, которую можно было бы сделать зримой без помощи слов?" Вот вопрос, которым она задается и который можно считать путеводным вопросом всей истории размышлений о природе кино, идет ли речь об особенностях киноязыка или об изобразительных приемах, открываемых кинематографом. Его можно сузить и поставить иначе: что в нашем мышлении сопротивляется Книге? Или: что в нас осталось от дохристианского и доиудейского варварства? Можно найти множество деталей повседневного существования человека, которые наука легко связывает с языческими ритуалами, демонстрируя сложность сосуществования различных "культурных" традиций (язычество ведь тоже начинает мыслиться как культура, хотя и "неспособная к Книге"). Но не к этому подводит нас вопрос Вирджинии Вульф. И не об этом ее слова о дикости. Возможно, что говорить следует именно о непреднамеренном удовольствии, когда зачаровывает бессмысленное (случайная тень в углу кадра в "Калигари", о которой она пишет). Здесь проявляется наша способность к удовольствию и более ничего. В каком виде эта способность к удовольствию принимает участие в Книге? Может быть, именно она и является истоком нашего мышления, скрываемым и непристойным?

Мы, читатели, мы, культурные люди, почти все мы склонны ограничивать удовольствие рамками вкуса. Мы - потребители. Удовольствие и потребление слились для нас воедино на уровне, который кажется нам "естественным восприятием". Удивительно, как похожи бывают рецензии на книги и фильмы. И те и другие преподносятся как товары нашему вкусу потребителя. Между тем и в книге, и в фильме всегда есть то, что сопротивляется потреблению. Скука и удовольствие. Они случайны, они не созданы текстом, они не имеют отношения к языку, к литературным или кинематографическим приемам. Они возвращают нас (и наше мышление) к миру, в котором жизнь не нуждается в книге, а культура требует постоянной работы по преодолению скуки или сдерживанию удовольствия. Наше мышление настолько обучено этой работе, что мы уже не можем воспринять ни скуку, ни удовольствие в их непосредственной данности. Однако, как мог бы сказать Левинас, существование-в-скуке или существование-в-удовольствии - это и есть "существование всерьез".

Возможно, это звучит излишне романтично, но без такого "существования всерьез" невозможно мышление. И только об этой стороне мышления может говорить книга о кино, оставаясь книгой, существуя на границе, прочерченной темнотой кинозала (и темнотой мира), где иногда случайно возникает во всей своей непристойной непосредственности это "существование всерьез". И любая книга существует лишь до тех пор, пока ее можно выбросить как невыносимую или как уже однажды прочитанную взахлеб.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков. Си заявил, что Китай и США должны быть партнерами, а не соперниками, должны помогать друг другу

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 01.05.24

0
780
Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Эн+ успешно прошла отопительный сезон

Ярослав Вилков

0
3109
Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
4302
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
6219

Другие новости