0
7418

04.09.2008 00:00:00

Привет, киска!

Тэги: чудаков, поэт, воспоминания


чудаков, поэт, воспоминания Чудаков называл ее своим эротическим идеалом.
Фото из архива Анны Герасимовой

Обретаясь по краям, а то и на дне жизни, поэт Сергей Чудаков каким-то образом оказывался в самом центре ее – он был всем интересен. Но первая книга его стихов – «Колёр локаль» – вышла только в 2007 году в издательстве «Культурная революция». Мы же сегодня знакомим наших читателей с воспоминаниями одной из его возлюбленных.

Я познакомилась с Сергеем Чудаковым в 1958 году. Мне было 16. Его привел мой друг, художник Саша Камышов. И поразил Сергей меня не своей образованностью, потрясающими знаниями литературы, искусства, а своей красотой. Именно красотой своего лица – скуластого, с прядью пепельных волос, падающих на высокий лоб, серыми глазами, уплывающими к вискам, как серебристые рыбки, со вздернутым носом и красивым очерченным большим ртом. Он смотрел весело, нахально, часто смеялся, сыпал неожиданными яркими остротами. И как будто все время приплясывал. Я стушевалась. В доме часто бывали актеры, музыканты, литераторы, но такого я еще не видывала. Он ассоциировался с внезапно хлынувшим в форточку свежим вихрем свободы. Теперь, когда прошло уж полвека, трудно вспомнить, о чем шел разговор, но встреча была ослепительная. После его ухода я поняла, что хотела бы еще его увидеть, попросила его телефон у Камышова, но Саша сказал, что не помнит номера. Я досадовала.

Но Чудаков не заставил себя ждать, вскоре позвонил и куда-то меня пригласил. С этого момента – с зимы 58-го до 60-го – мы общались очень часто. Это было и ужасно интересно, и одновременно мучительно для меня. Я чувствовала, что он очень много дает мне, я слушала его, открыв рот, а мучительно – потому что втюрилась в него по уши.

Звонок телефона: «Ольга, спускайся вниз, идем в запасник». Запасник – в ту пору мало кому доступное помещение Третьяковки. Там хранились картины, рисунки Фалька, Лентулова, Ларионова, Кустодиева. Мир искусников. Сергей обаял девушку-искусствоведа из запасника, и вот мы там┘ Она освещает лампой на шнуре картины, штабелями стоящие по стенам помещения, открывает папки, и я завороженно гляжу на работы Серова, Коровина, смотрю на толстуху-«красавицу» Кустодиева с недоумением и восхищением. Это был дорогой подарок Сережи.

Еще эпизод. Звонок: «Ты сумеешь завтра пропустить свою музыкалку? Мы пойдем в консерваторию на Баха». А я до этого и понятия не имела об органной музыке. «Да, конечно, пропущу». – «Надень ботиночки на каблучках, покажи ножки, оденься мило». Сам он был одет с сегодняшней точки зрения чудовищно. Он был невысок, но широк и крепок, с крепкими руками и широкими кистями рук. Обычно на нем была бежевая куртка с капюшоном (польского происхождения), которая казалась тогда модной, мешковатые неопределенные брюки и потертые ботинки.

Если мы выходили «в свет», как он говорил, то есть в мастерскую к художникам, на концерты или вечеринки, он принаряжался – надевал шелковую косоворотку, вышитую крестиком, и это казалось шиком, а я узкую юбку с кофточкой и туфли на каблучках с хорошими чулками.

В консерватории я, волнуясь, в узкой юбке с трудом одолевала высокую лестницу с бесчисленными ступенями и, оступившись, покатилась вниз стремительно. В самом низу смущенная и ушибленная встала, поправилась, а он, улыбаясь и как бы одобряя, сказал: «Это было красиво, киска».

Еще эпизод – на каком-то спектакле в Театре Ермоловой. В антракте он попросил у меня губную помаду и скрылся. Вернулся смущенный. Возвращались поздно (мы шли пешком от театра мимо «Националя», потом через Библиотеку Ленина по Большому Каменному мосту к моему Лаврушинскому переулку), я спросила, зачем нужна была помада, он признался, что записал телефон понравившейся ему девушки, спонтанное знакомство с которой прошло в театре вне моего зрения. Почувствовав мою ревность, он сказал: «Ольгусь, не сердись, будь у меня сейчас деньги и положение, я непременно предложил бы тебе руку и сердце». Такие истории случались неоднократно, и я давала себе слово больше никогда не встречаться с Чудаковым. Но стоило ему позвонить и мне услышать его веселый голос: «Привет, киска», как я уже собой не владела – и наши встречи продолжались. Я не знала, на какие средства он живет, чем зарабатывает, хотя он всегда находил деньги на такси, на консерваторию, зал Чайковского, угощения в «Пльзене» или «Национале». И никогда не приходил ко мне с пустыми руками, приносил вино, конфеты, фрукты. Я порой слышала его торопливые звонки от меня в какие-то редакции, к каким-то литераторам. У нас не было разговоров ни о его работе, ни о роде занятий и т.д. Я ведь тогда была еще просто школьница. Он дарил мне самиздат. Перепечатанные на машинке стихи Мандельштама и Заболоцкого.

Однажды он затащил меня к себе домой, где они с матерью жили в коммунальной квартире.

Меня поразила убогость комнаты даже по тем временам. На окне что-то вроде грязной простыни, окурки, неуют и измученная цыганского вида рано состарившаяся мать с тусклым взором когда-то, видимо, красивых цыганских глаз. Он просил ее дать ему денег на цирк. Я перед этим ему в такси сказала, что хотела бы пойти в цирк. Мать бросила на меня усталый равнодушный взгляд, не здороваясь и не спрашивая, кто я. «Какой цирк?! Дома свой цирк, тебе мало!» Он что-то возразил, и мы ушли. Мне было неловко, я увидела обнаженную бедность и безысходность, и мне стало стыдно за свой холеный буржуазный вид. Отца его я не видела никогда.

Помню нашу летнюю прогулку по Москве после ливня, я – босиком, распустив волосы, а он почтительно сопровождал. Сережа целует меня взасос прямо при всех. На улице всеобщее внимание. Но мне плевать на все. Мы берем такси и едем к «Метрополю». Потом пошли в кафе, пили портвейн, в этот вечер мне было хорошо, я была счастлива. Мы бродили по улице Горького. Чудаков говорил, что любит меня и все время целовал и обнимал. Реакция публики на нас была необыкновенная. На последнем сеансе смотрели «Последний дюйм» по Олдриджу, и я заснула на его плече. На такси мы возвратились домой.

Я заболевала от ревности, когда он лестно отзывался о какой-нибудь знакомой девушке или даме. Например, восхищался красотой жены критика Ермилова, к которой он тоже забегал (мы жили в одном доме), или восклицал, что «Маша Алигер – это воплощение романтики юности», или отмечал необыкновенность актрисы Ольги Бган. Однажды в Ленинской библиотеке я познакомилась с пригородной девушкой, которая сказала, что она спала с Чудаковым. И она тут же мне показалась необыкновенным существом. Я ее пригласила домой и оставила у себя ночевать. Я разглядывала ее, пытаясь понять ее «красоту», расспрашивала. Она сказала, что они были пьяны, и все произошло на обеденном столе в комнате у Чудакова. Кончилось пропажей некоторых лучших моих нарядов. Когда я это рассказала Сереже, он долго хохотал и отозвался об этой девушке самым нелестным образом. «Не знаю, откуда взялась, где-то ко мне навязалась, коротконогая тыква».

Я призналась ему, что лет в 13 была неравнодушна к Илюше Москвину. Этот оригинальный молодой человек жил в соседнем подъезде, а познакомились мы на Рижском взморье, где я отдыхала с мамой. Особенно он поразил меня, когда, вывернув веки, под видом нищего собрал милостыню в рижской электричке на выпивку для своих друзей. Чудаков не преминул явиться к нему домой. «Ничего особенного, Ольгусь, оригинальность его ты преувеличила. Какой-то молчун», – сказал он. Я позвонила Илюше. «У тебя был Чудаков?» – «Я и не знал, что это Чудаков. Пришел хмырь какой-то. Молча уставился на меня. Посидел и ушел».

Он давал яркие точные характеристики знакомым девушкам. Лилю Кастаки он назвал очень красивым античным юношей. Аню Герасимову картинкой из декадентского журнала «Весы». Гуляя со мной по московским улицам, он не стеснялся с интересом разглядывать встречных женщин. И громко комментировал их внешность, одежду и прически: «Вот эту бы брюнетку поставить на огромные каблуки, и она стала бы женщиной более высокого уровня, а этой рыжей нужно красное бархатное платье с большим декольте, и тогда она будет смотреться┘» – и так всю прогулку.

Мы часами лежали на тахте в моей комнате и целовались до изнеможения. И Сергей, видимо, жалея меня, не слишком активно пытался сломить мое сопротивление. Сейчас я удивляюсь, почему, любя его, я не отдалась ему. Наверное, это был мощный инстинкт самосохранения┘

Сереже дал поносить свой свитер Алик Гинзбург, а вскоре Алика посадили за журнал «Синтаксис». Чудаков, у которого остался свитер, сказал: «Это свитер покойного Гинзбурга». Иногда от Сережиного цинизма мне делалось дурно. Но он был таким независимым, глаза его искрились надмирным холодом. Ни к кому не привязанный. Я не встречала ни одного литератора или художника, каким-либо образом не столкнувшегося с Чудаковым. Но друзей у него не было.

В нем было что-то, чего ни в ком не было. Подлинная внесоциальность, свобода, смелость, интуиция и что-то, чего я не могу определить словами. Иногда я думала, что он не человек.

Сережа говорил, что в Сибири он все детство и отрочество сидел под дубом и читал книги. Мне он рассказывал о своем прошлом романе с незнакомой мне Таней Царапкиной, которая вышла замуж. В его голосе чувствовалась досада. Ее он называл своим платоническим идеалом, а меня своим эротическим идеалом. «Обожаю эльгрековские пропорции».

Как-то встретив во дворе мою маму, Юрий Олеша, к которому Чудаков часто забегал, сказал: «За вашей дочерью ухаживает замечательный молодой человек, эрудит. К тому же он сын авиаконструктора Чудакова. Это прекрасная партия». Самое забавное, что через несколько лет я познакомилась с настоящим сыном авиаконструктора Чудакова...

Сережа вдруг упорно начал звонить моей подруге Ане Герасимовой с просьбой передать привет ее сокурснице по Литинституту Алене Милеткиной. «Это девушка с узкой фигурой и зелеными глазами», – говорил он загадочным голосом. Аня наконец передала привет, вызвав изумление у Алены. «Что он мне приветы передает? Мы же с ним в одной коммуналке живем».

Последняя значительная встреча с Сережей была у Ленинки, и потом пошли вместе в библиотеку и там заговорили почему-то о жизни и смерти, и он, торопясь, мне объяснял состояние человека умирающего, как будто уже был им. Он говорил, что в сознании умирающего прокручивается вся жизнь его, как в кино, только гораздо быстрее – кадрами наиболее значимыми.

Потом наши пути разошлись, хотя всю жизнь по сие время меня не оставляло чувство тоски по нему, интереса к нему и его жизни. Я слышала о его неблаговидных поступках. О том, что его посадили в психиатрическую клинику. Об этом мне рассказывал благородный и талантливый Миша Ярмуш, который, будучи психиатром и знакомым директора клиники, мог навещать Сережу. Затем Чудакова перевели в закрытую спецбольницу, куда уже никто не мог проникнуть. Дальнейшей его судьбы я не знаю. В моей памяти он остался таким, каким я увидела его в первый раз. Красивым и молодым.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2249
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5023
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2762
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3179

Другие новости