0
3294

21.03.2013 00:01:00

Золотое шитье и дерюга

Тэги: володихин, популярная история, биография


володихин, популярная история, биография Так из чего же ткутся одежды современной историко-биографической литературы? Фото Андрея Щербака-Жукова

На протяжении четырех-пяти лет, если не более того, в условиях мощного кризиса на книжном рынке относительное благополучие являет научно-популярная литература. В первую очередь – историческая. И на первом месте, кажется, стоит биографический жанр. Не то, чтобы ее публикация стала каким-то уж особенно «хлебным» делом для издателя и автора, но, во всяком случае, стабильный интерес к ней в обществе не падает. А сетевое пиратство поразило эту область не столь страшно и безнадежно, как беллетристику.
Но успехом пользуется совсем не тот научпоп, который был у нас в 80-х и даже в 90-х. Набрали ход очень серьезные изменения.
Научно-популярная литература стала превращаться в научно-художественную. Для 80-х и 90-х суть хорошего научпопа на 100% исчерпывалась лозунгом просветительского проекта «Энциклопедия для детей»: «Просто о сложном, интересно о важном». Финита! Добавить нечего. Но эта незамысловатая картинка исчезает и уже основательно размылась.
Во-первых, сам язык подобного рода литературы чем дальше, тем больше дрейфует от унылой академщины к цветущей речи художественного произведения. Во-вторых, правилом хорошего тона становится включение в популярные книги по истории развернутых метафор, полноценных литературных образов. В-третьих, сегодня автору дозволяется, вернее сказать, от автора почти что требуется вставлять вольные философские рассуждения в популярный текст, который прежде не нагружался ничем, помимо научной информации, поданной в облегченном виде. Любая историческая тема – биография великой личности, судьба народа, города, обычая – ныне стремится принять форму эссе.
Знаменитейшие книги серии ЖЗЛ пишут не историки, а литераторы. «Пастернак» Дмитрия Быкова становится бестселлером не хуже (а лучше!) какого-нибудь зубодробительного боевика. А заодно и получает национальную литературную премию «Большая книга». Алексею Варламову вручают ту же «Большую книгу», но уже на следующий год – за работу «Алексей Толстой», стыдливо назвав ее «документальным романом». В действительности это популярное биографическое издание, вышедшее в той же серии ЖЗЛ. Писатель-фантаст Эдуард Геворкян публикует книгу «Цезарь» – аналогичного жанра, хотя и в другой серии – и удостаивается Карамзинского креста.
Разница между работой историка и писателя в этой сфере постепенно уменьшается. Писатель учится профессиональным навыкам ученого, ученый нарабатывает умение создавать тексты с писательской виртуозностью. Происходит взаимопроникновение двух творческих сфер – немыслимое по прежним временам дело.
Особенно хорошо это видно по историко-художественным биографиям.
В исторической литературе биографизм развивается бешеными темпами, побивая иную тематику. Монография традиционного типа уступает дорогу биографическому очерку, а сам этот очерк все больше и больше напоминает не беллетризированное исследование, а крупное историософское эссе. Любопытно: биографический жанр переходит в галоп, в то время как убийственный издательский кризис заставляет прежних фаворитов книжного рынка – фантастику, детектив, детскую литературу – сменить рысь на вялое трюханье.
В научпоп, или, по-новому, в научхуд, на протяжении нулевых пришло несколько интересных фигур. Это прежде всего Ольга Елисеева, Мария Залесская, Сергей В.Алексеев, профессор Вячеслав Козляков. Ну а те, кто раньше осознал неотвратимость перемен, к настоящему времени выросли в персоны медийного уровня. Это прежде всего Николай Борисов и Семен Экштут.
Итог: в русской литературе ныне работает целая плеяда сильных авторов, собранных на пятачке того самого научхуда, а не где-нибудь еще. За их публикациями внимательно следит читательская аудитория. Их книг ждут как большого события. Ими гордятся, их обличают, о них спорят. По преимуществу это умельцы биографического письма и счастливые обладатели превосходного литературного языка.
Но у любых достижений есть обратная сторона. И за относительное благополучие современного российского научпопа выплачивается горькая цена.
Ни для кого не секрет, что ежедневно в мировую Сеть отправляются мегатонны литературы самого разного качества, оцифрованные с большим или меньшим тщанием. Чаще всего – с меньшим, ибо даже тексты древних законов на университетских сайтах пестрят чудовищными ошибками. Что уж говорить о 90-х, когда программы распознавания требовали усидчивого редактирования оцифрованных текстов. Редактировали их тогда? Ну разумеется… время от времени. Безденежье, знаете ли. Работы много, жалованье маленькое. А у кого энтузиазм, тот летит вперед, не замечая жертв и разрушений, оставленных за кормой, – энтузиастам не до мелочей. Иному энтузиасту, знаете ли, очень хочется упразднить редактуру.
Как ныне делается очередной томик популярной истории? Разухабистый «мастер» зажигательной халтуры подает издателю заявку: «Готов написать о Наполеоне, Тамерлане, Сталине, Шекспире, Гильгамеше, об Ахматовой, а еще про Бородинское сражение, плавания Колумба, тайны майянского календаря и первые полеты в космос». Ему отвечают: «У нас в плане стоит книга про Ивана Калиту. Сможете?» – «Н-да… – с серьезным лицом отвечает «мастер». – Сложная тема. У меня по ней наработок нет. Так что придется вам подождать моей книги целых две недели. Буду собирать материал, осмыслять, творить…»
Разговор, собственно, не выдуманный, а подслушанный. И если кто-то улыбнулся шутке, пожалуйста, выверните улыбку наизнанку – шутки не было.
«Мастер» идет домой, забирается в Сеть и клепает из четырех старых книжек, выложенных в Сеть, новую, пятую. Клепает за четыре дня. Затем выжидает десять суток и отправляет файл издателю – не хочет оставить впечатление несерьезного, торопливого человека. «Мастер» воспроизводит все устаревшие высказывания, мастер повторяет все ошибки, возникшие как по вине самих авторов, так и по вине тех, кто с дикой небрежностью оцифровал их тексты. «Мастер» добавляет пару-тройку скороспелых пафосных рассуждений, от которых воняет самой тупой и незамысловатой идеологической мертвечиной.
«Шедевр» попадает на рабочий стол редактору. А тому, бедняге, за месяц надо сдать сто книг. По триста тридцать три рубля за книгу, если равномерно распределить между ними редакторскую (хорошую!) зарплату. Ему, как в старом анекдоте, «некогда думать, работать надо!».
На финише верстальщик, которому тоже надо сдать за месяц невообразимое количество макетов, теряет все ссылки, весь курсив и все предисловие…
Кто виноват? Отчасти – никто, рынок.
Отчасти же – сами ученые. То есть не те, кто пишет, а как раз те, кто не пишет. Для большинства историков академического склада работа над популярными текстами – либо «денежная халтурка», либо вещь в принципе невозможная: ни желания, ни умения. В обоих случаях она слишком многими воспринимается как нечто второсортное, отвлекающее от «настоящего» интеллектуального творчества. Лишь считанные единицы высококлассных специалистов готовы уделять ей время.
А когда благородные доны брезгуют замарать ручки, место, принадлежащее им по праву, занимают простые ребята из серой-серой гвардии.
Итог: у кафтана популярной исторической литературы верх шит золотом, а низ – грязная дерюга.
Как это исправить, бог весть.
Вероятно, помогли бы большие книжные серии подобного жанра, финансируемые государством и переданные для работы тем издателям, которые еще способны высоко держать планку редактуры. Тут нужны сознательные, упорные, хорошо продуманные усилия правительственных ведомств. Другого выхода не видно.
Иначе золотое шитье скоро поблекнет, а дерюга, словно проказа, испортит то, что сейчас еще пышет красотой и здоровьем. 

Дмитрий Михайлович Володихин – писатель, критик, публицист, доктор исторических наук.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
861
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
880
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1134
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
926

Другие новости