Слуцкий написал энциклопедию советской жизни. Фото из книги Бориса Слуцкого «О других и о себе» |
Остались те же ощущения.
Слуцкий, написавший своеобразную энциклопедию советской действительности, разнообразно-щедр: и тематически, и интонационно, хотя во всех стихах четко ощущается солнечный шар индивидуальности: огромной, поэтической индивидуальности.
Бьет в колокол тяжелое стихотворение «Старухи без стариков»: бьет, поражая суть сознания, вызывая множественные ассоциации, словно угнетая самим устройством жизни:
Старух было много, стариков было мало:
то, что гнуло старух, стариков ломало.
Старики умирали, хватаясь за сердце,
а старухи, рванув гардеробные дверцы,
доставали костюм выходной, суконный,
покупали гроб дорогой, дубовый
и глядели в последний, как лежит законный,
прижимая лацкан рукой пудовой.
Проза и поэзия органически соединяются в алхимическом сосуде Слуцкого: так тонко, так точно, что получаемый реактив взрывает сознание…
Лев Толстой, не писавший стихов и всю жизнь штудировавший смерть как таинственный средневековый трактат, – если бы открыл в себе поэтическое сердце, так бы написал, наверно:
Они болтали о смерти, словно
она с ними чай пила ежедневно,
такая же тощая, как Анна Петровна,
такая же грустная, как Марья Андревна.
Но это написал Слуцкий в том же стихотворении о старухах и стариках – и так о смерти не писал никто…
В небе высечено четверостишие, пылающее и прозаическое, бесконечно поэтическое и примиряющее со смертью.
Своеобразно и странно: но Слуцкий – абсолютно советский человек, со всеми вытекающими, горел специфической религиозностью, может быть, идущей от иудаизма – с его стремительным и расплавленным потоком ощущений-речений:
Бог – есть, но он покинул этот зал
перед голосованьем. Не сказал,
что покидает. Все-таки покинул
и этим самым просто душу вынул.
Не обойтись без бога. Но ему
не отвечать на наши «почему»
и «для чего» удобней, интересней.
Не хочет он заглядывать в суму,
не хочет он обследовать тюрьму –
спокойный, равнодушный, бесполезный.
Сухое, как хворост, угловато-средневековое, предельно современное стихотворение остро рассекает восприятие читающего, предлагая столь нестандартный ракурс взгляда – на действительность, о которой ничего мы не можем знать…
Строки Слуцкого остры и сухи, как хворост: при этом – живописны, создается ощущение, что поэт изобрел собственные краски:
Досрочная ранняя старость,
Похожая на пораженье,
А кроме того – на усталость.
А также – на отраженье
Лица в сероватой луже,
В измытой водице ванной:
Все звуки становятся глуше,
Все краски темнеют и вянут.
И краски эти, смешивая метафизику и поэзию, опыт и соль судьбы, необыкновенны…
* * *
Соль должна быть сухой, иначе теряет свою силу.
Соль Слуцкого всегда суха, а слово отменно точно; острые грани мысли блестят – тут речь пророка, требующего от вас пересмотра жизни.
«Лошади в океане» вызывали слезы, хотя сделаны были с тою же мерой мужественности, что и большинство стихов Слуцкого: сантименты ему претили; сентиментальность не подразумевает глубины, а Слуцкий суммою своих стихов создавал энциклопедию тогдашней жизни. Он включал в нее все – и рабочего, читавшего Ленина, так, будто ходил в него, как в клуб, и старух, остающихся без стариков, и громы войны, и остроту еврейского вопроса. Все, все: быт и бытие организовывались в монументальный круг: из него поднимались картины яростные, сложные, тяжелые…
«Старухи без стариков» звучат наждачно жестко, неуютно, каленою правдой своей прожигая сознание.
Жизнь входила в речения Слуцкого госпиталями, деревнями, изъезженными дорогами, голосом друга:
Давайте после драки
Помашем кулаками,
Не только пиво-раки
Мы ели и лакали,
Нет, назначались сроки,
Готовились бои,
Готовились в пророки
Товарищи мои.
И то, что в «пяти соседних странах/ зарыты наши трупы…» не отменяет возможности быть пророком: как прозвучал Кульчицкий, которому посвящено стихотворение, как прозвучал Слуцкий: развернувший над миром грандиозный свод, включивший в себя столько, что жизнь, кажется, должна бы была измениться.
Она не меняется от стихов, не улучшается, увы. Но когда они призывают задуматься о собственном месте в мире так:
Маска Бетховена и бюст Вольтера –
Две непохожих на вас головы.
И переполнена вся квартира,
Так что в ней делаете вы?
То боль, с какой становится очевидно, насколько надо все менять, – есть подлинность и высота поэтического воздействия на сознание.
* * *
Над «Лошадьми в океане» плакал – свидетельство ли мальчишества? Излишне чувствительной натуры?
Сознания, больше ориентированного на слово, нежели на реальность?
Они мужественно звучат – «Лошади в океане», предельно сухо, концентрировано, жестко; они обвиняют – людей, превративших жизнь в жестокую бестолковщину; они врываются в мир вестью словесной силы…
Соль Слуцкого очень белая, яркая: никаких украшений, говорить только о сути: правды, судеб, России, самого себя: никаких отступлений, даже эмиграция в себя, которой подверг себя поэт в последние годы, не отразилась на белой соли его стихов.
Мелкие пожизненные хлопоты
По добыче славы и деньжат
К жизненному опыту
Не принадлежат.
В четырех строках высвечена формула смысла жизни, и сколько бы нынешнее товарно-денежное время ни опровергало ее: она не поддается опровержению; так же, как и другая словесная формула Слуцкого, заставляющая устыдиться себя, кем бы ты ни был.
Ибо кем бы ты ни был – это все равно мало, лестница бесконечна, подъем (или спуск) продолжится после смерти…
У Слуцкого широкое дыхание: даже в коротких строчках. У него сильный мускульный нажим строки и сердце, вобравшее, казалось бы, все пульсы современности.
Слуцкий, которого точно осеняли тени ветхозаветных пророков, горел огнем сострадания ко всему живому, никогда не скатываясь в сентиментальность.
И поднимают его стихи в запредельность, живописуя повседневность, – такой парадокс.
Слуцкий фактически написал энциклопедию советской жизни: нету оттенков ее, нюансов, какие бы не вошли в ее монументальный свод.
Но он уходил выше, дальше – он исследовал внешность мышления: именно так наименовав стихотворение, он искал атомы мысли, и стремился вывести единицу человечности; и в своде его стихов заложено столько, что облучать он будет грядущие времена, будущие поколения.
Сильно. Бесконечно.
* * *
Обнаженные – до степени прозы – строчки стихов заостренно-точно ранят самое сердце, пронзая его и не давая душе покоя. Жесткие формулы порой давят на совесть читателя, выделяя из нее кровавый сок раскаяния. Сухая соль стихов нигде не тронута водой надуманных переживаний и разнообразных сантиментов.
комментарии(0)