Д’Артаньян не прискачет, «Титаник» не придет… Фото Андрея Мельникова
Что-то от Франсуа Вийона (без предельных крайностей его) и что-то от Григория Сковороды. Резкий рисунок черного года означен одним поэтическим движением, и вместе – словно выписаны два персонажа. Живо и объемно, что так редко бывает в небольшом стихотворении:
– Яма хорошая.
Только
на дно
набежала лужина…
– Товарищ майор,
но ведь это
не наша вина –
апрелева!..
– Ну, хорошо…
Давайте ужинать,
да надо
людей расстреливать…
У человека нет никаких оснований расстреливать другого, тем более массово. Гораздо лучше тихо вкушать ужин, наслаждаясь мерной и сочной радостью еды. Интересно, а если бы было у него прижизненное признание – пил бы Кутилов (в сущности фамилии которого заложен уже кутеж)?
Жизнь, надевающая одежды конкретной судьбы, круто разобралась с ним, носителем огромного, солнечного дара: мертвым найден на скамейке, причина смерти не выяснялась, труп оказался невостребованным.
Элемент абсурда, пропущенный золотисто-траурными нитями сквозь поэтические ощущения, определяет стих так, что становится страшно:
Меня убили. Мозг втоптали
в грязь.
И вот я стал обыкновенный
«жмурик».
Моя душа, паскудно матерясь,
сидит на мне. Сидит и, падла,
курит!..
Картины, живописуемые поэтом, были страшны. И сквозь рокот трагедии проступала необыкновенная четкость жизненных реалий:
Я в атаку последнюю шел,
но судьба изменила герою…
Плюс к тому – оказался тяжел
тот снаряд, что упал
под горою.
Хорошо! И дымком понесло,
и предсмертные слезы
просохли…
Плюс к тому – умереть
повезло:
те, кто выжил, в плену
передохли.
Плюс к тому – тишина…
тишина…
Не слыхать разговора
винтовок…
И вползают на грудь ордена,
давят лапками божьих
коровок.
И здесь не важно, о какой войне идет речь, ибо речь идет о метафизике ее, о посмертном кавардаке, никому не нужном. Не затевайте войн, забудьте ордена.
Чистота лучилась от поэзии Кутилова, от полнозвучных и полновесных строк, от огня подлинности, палившего его. Детский крик, рвущийся из самой предельной душевной глуби, оттуда, где живет уверенность в том, что мама будет всегда:
Наивная индустрия –
двухтрубный маслозавод.
…Ах, мама моя Мария,
зачем умерла в тот год?!..
Напевы его, мелодии вспыхивают огненной небывалостью, поражая и завораживая:
Час назад (уж целый час
натикал…
только час… а кажется – года)
сдавленным и сумеречным
криком
прозвучало слово «никогда».
…Д’Артаньян на помощь
не прискачет,
не распорет шпагой
темноту…
Никогда «Титаник»
не заплачет
в долгожданном розовом
порту…
Кутилов туго, из множества элементов сплетал интеллектуальные орнаменты стихов. В каждом – раскрывался цветок мира, и солнце, пропущенное сквозь лепестки, представлялось особенным: так видят в детстве, в сумасшедшем доме, в театре абсурда. Конечно, он пил – живя таким напряжением стиха, что еще оставалось? Конечно, он не вписывался в ту реальность, где умер на скамейке, как не вписался бы и в эту, где ставят памятник ему – мощному, своеобычному, ни на кого не похожему поэту Аркадию Кутилову.
комментарии(0)