В чем-то Чарли был прав. Кадр из фильма «Золотая лихорадка». 1925
Когда герой Чарли Чаплина в известном фильме демонстративно сошел с ума, не выдержав работы на конвейере, Чаплина осудила вся прогрессивно мыслящая часть интеллигенции. Ведь это она испытала на себе все ужасы чудовищного Октября и свои выстраданные убеждения, свою преданность делу прогресса, свою правоту готова была отстаивать так же неистово, как Ильич свою. Она давно встала под знамена другого, не менее известного энтузиаста – Генри Форда, и, глядя на ее реакцию, невозможно было сомневаться, что вся она, как один человек, сама собирается всю жизнь простоять у этого символа новой эпохи, закручивая все быстрее мелькающие гайки. Сама хочет создавать новую, превосходящую прежде виданное красоту. Ту самую красоту, которую мы сегодня созерцаем. Красоту, о которой лучше всех сказал Маяковский: «Город стоит на одном винте, весь электро-динамо-механический».
Ах, сколько сил ушло на его создание!
Долго ли простояли за это время у конвейера те, кто так осуждал Чаплина? Собираются ли они и дальше своим горбом испытывать новейшие технические изобретения?
Может, и долго, я не знаю, а о своих подозрениях сообщать не буду. Сообщать о своих подозрениях – дурной тон. Но почему-то сдается мне: в чем-то этот Чарли, этот иностранный злодей, странствующий по свету своей странной походкой, какая и правда бывает только у сумасшедших (ну, мне почему-то так кажется), в чем-то он был прав.
Впрочем, еще за 100 лет до него поэт Некрасов вместо того, чтобы изумляться достижениям цивилизации и восхищаться недавно построенными железнодорожными путями, писал:
Прямо дороженька: насыпи
узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки
русские…
Сколько их! Ванечка,
знаешь ли ты?
Давным-давно люди начали радоваться прогрессу. И сами не заметили, как постепенно лязг железа стал заглушать пение небесных арф. Может быть, самым заметным свидетельством этого стали железные дороги.
Видели ли вы,
Как бежит по степям,
В туманах озерных кроясь,
Железной ноздрей храпя,
На лапах чугунных поезд?
А за ним
По большой траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый
жеребенок?
Милый, милый, смешной
дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает,
что живых коней
Победила стальная конница?
Неужель он не знает,
что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег,
Когда пару красивых степных
россиянок
Отдавал за коня печенег?
По-иному судьба на торгах
перекрасила
Наш разбуженный скрежетом
плес,
И за тысчи пудов конской кожи
и мяса
Покупают теперь паровоз.
Да: «И за тысчи пудов конской кожи и мяса покупают теперь паровоз». Есенину, написавшему эти строки, было горько. Естественно, человеку, выброшенному из буколической обстановки своего детства в гремящий и лязгающий, как паровоз, город, это должно быть горько.
Но горько было и другим.
«Славное нынче времечко, только успевай поворачиваться», – сказал Булат Окуджава. И ему, хоть он и написал: «Я кланяюсь низко познания морю безбрежному, разумный свой век, многоопытный век свой любя…» – ближе было, видимо, что-то иное.
Все-таки он, как видно, в глубине души предпочитал XIX век. Уютнее ему там было. Иногда вообще кажется, что он был писателем пушкинской эпохи. Хотелось ему туда, где были еще надежды на благие перемены и долгий путь впереди. Столько у него стихотворений, столько исторических романов, написанных как бы от лица человека того времени. А тут в конце ХХ века:
Развеяны все мифы.
Повержены умы.
Куда ни посмотреть – все
«скифы, скифы, скифы.
Их тьмы и тьмы, и тьмы.
Да, скифы – дикие доисторические люди, чудовищными воплями заглушающие последние ростки чего-то разумного (их символом могла бы стать пресловутая Грета Тунберг). Их тьмы, и тьмы, и тьмы, и только и остается сочинять о них грустные анекдоты.
Например, такие:
Глядит Василий Иванович летним вечером на луну, мечтает: «Эх, был бы я научным гением, сидел бы сейчас в большой конторе, разрабатывал невиданную бомбу, чтобы сбросить ее вам на голову, а вы бы говорили обо мне уважительно: «Какая светлая у него голова», а не рассказывали свои похабные анекдоты».
Василию Ивановичу не повезло: стал он главным героем этих самых анекдотов из-за замечательного фильма о нем. Для того ли старался Борис Бабочкин?
И разве удивительно, что, глядя на все эти чудеса и слушая эти грустные анекдоты, Владимир Соколов написал:
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Впрочем, задолго до него все то, от чего предстоит устать жителям этого века, предсказал Александр Блок:
Двадцатый век... Еще
бездомней,
Еще страшнее жизни мгла
(Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Когда-то очень давно все это началось. И так мы уже привыкли к мелодичному лязгу железа. И вот где мы в результате всего этого очутились.
А вообще-то придется согласиться, пожалуй, что в движении цивилизации вперед есть что-то белое, что-то черное (и хорошее, и плохое), как в памятнике Хрущеву работы Эрнста Неизвестного.
Изо всех описаний прогресса мне, признаюсь, милее всего вот это, сделанное Булатом Окуджавой. Немного символическое оно, забавное, а божественным его делает обаяние автора:
Голубой человек в перчатках,
в красной шапочке смешной
поднимается по лестнице,
говорит: – Иду домой. –
Вот до верха он добрался,
вот – под крышею самой,
но упрямо лезет выше,
говорит: – Иду домой. –
Вот – ни крыши и ни лестниц.
Он у неба на виду.
Ты куда, куда, несчастный?!
Говорит: – Домой иду... –
Вот растаяло и небо –
мирозданья тишь да мрак,
ничего почти не видно,
и земля-то вся – с кулак.
– Сумасшедший, вон твой дом!
– Где мой дом? – Да вон твой
дом!.. –
Шар земной совсем уж
крошечный –
различается с трудом.
– Эй, заблудишься,
заблудишься!
Далеко ли до беды? –
Он карабкается, бормочет:
– Не порите ерунды!..
комментарии(0)