В тумане моря голубом!.. Михаил Лермонтов. Морской вид с парусной лодкой, фрагмент, акварель. Между 1828 и 1831 годами. Центральная районная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, СПб
В октябре мы отмечали 210 лет со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга, а также и талантливого художника Михаила Лермонтова. Вместе с уникальным литературным, живописным наследием он оставил и немало загадок. Ученые, а также почитатели русской словесности разгадывают их до сих пор. Одна из тайн связана с акварелью, написанной совсем еще юным Лермонтовым предположительно в 1828–1831 годах. Рисунок имеет условное название «Морской вид с парусной лодкой». Московские специалисты считают, что эта работа была создана в тамошних краях. Белокаменный, загадочный, сказочный город на высоких берегах – конечно же, может быть только Москвой. Петербургские лермонтоведы убеждены в другом: романтический пейзаж – не иначе как Финский залив.
Точку в давнем споре решила поставить исследовательница, главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, кандидат исторических наук, член Московского межрегионального лермонтовского общества, автор ряда работ по лермонтоведению и истории Северного Кавказа Екатерина Соснина. Мы встретились с Екатериной Леонидовной в Пятигорске, в бывшем доме генерала Петра Верзилина, атамана Кавказского казачьего линейного войска. Летом 1841 года Лермонтов нередко бывал в гостях у Верзилина. В этом доме произошла роковая ссора с Николаем Мартыновым, здесь же поэт был вызван на дуэль. Сейчас генеральский дом – часть пятигорского музея-заповедника, куда приезжают люди из всех городов России.
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
«Эти знаменитые лермонтовские строки многие из нас знают еще с детства, – рассказывает Екатерина Соснина. – Стихотворение «Парус», как свидетельствовал сам Лермонтов, пришло к нему «на берегу моря», в те дни 1832 года, когда в Царском Селе (ныне – город Пушкин) проходили его первые военные учения. Указывается даже точное место – поэт приехал в Петергоф, и стихи возникли у дворца Монплезир, где открывается красивый морской вид. То есть в географии этого стихотворения сомнений нет. А вот по написанному ранее рисунку дискуссии в лермонтоведческой среде ведутся уже не одно десятилетие. У каждой из сторон свои аргументы, но вопрос так и оставался открытым».
В последние годы Екатерина Соснина много работает над живописным творчеством Лермонтова. До наших дней, как известно, дошло 13 написанных маслом картин – большинство из них посвящено кавказской теме, – а также около 60 акварелей и более 300 графических рисунков и набросков. Атрибуция некоторых его рисунков ведется до сих пор.
«Мне давно хотелось понять, где же был создан «Морской вид с парусной лодкой», – продолжает рассказ Екатерина Соснина. – Я оттолкнулась от первой строки «Паруса». Она восходит к поэме литератора, декабриста Александра Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский»:
Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
У ног колчан, в руках весло.
Главный научный сотрудник Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске считает, что этот писатель оказал на Лермонтова большое влияние. У Бестужева-Марлинского есть другое произведение, «Изменник», в котором он также обращается к историческому прошлому России. В нем описывается Плещеево озеро и его берега.
В минувшем сентябре Екатерина Соснина побывала в исследовательской экспедиции в Ярославской области, в городе Переславле-Залесском, основанном князем Юрием Долгоруким, к слову, раньше Москвы. Уже в те времена это был крупный культурный и религиозный центр. И в этом городке она вдруг четко увидела, что на рисунке Михаила Лермонтова – Плещеево озеро, которое так огромно, что и правда похоже на море. А изображенный город – не что иное, как старейший в нашей стране Никитский монастырь. Его в свое время посещал царь Иван Грозный и рассматривал как одну из важнейших крепостей. Соснина смогла даже проследить, в какой точке Переславля-Залесского Лермонтов взял вид на монастырь. Чтобы это понять, всего-то надо было пройти его дорогами. На рисунке, как уверена исследовательница, изображено Плещеево озеро.
«Там, на его берегах, возникло ощущение, что перед тобой проходит вся история Руси. Там и Иван Грозный, и Петр Великий, который совсем еще молодым человеком ездил туда, чтобы построить свою потешную флотилию. Сейчас в Переславле-Залесском стоит памятник Петру Первому, – говорит Екатерина Соснина. – Корабли этой флотилии сгорели во время пожара. Уцелел только один ботик Петра под названием «Фортуна». В наши дни его копии спускают на воду. Они плывут по озеру точно как парусная лодочка на рисунке Лермонтова. И он как бы ведет с нами, сегодняшними, свой диалог…»
По результатам творческой поездки исследовательница подготовила доклад, который был прочитан на юбилейных лермонтовских конференциях.
комментарии(0)