0
430

13.08.2025 20:30:00

Трое против Кандинского

Как в 1920 году «вскрывались мощи» старого искусства

Тэги: история, искусство, октябрьская революция


29-14-2480.jpg
Коммуна и вскрытие мощей.
Иллюстрация из книги
Самодельный альбом «Октябрь в кубе» («Эта кн. написана, отпечатана и ил. худож. П.Г.С.Х.М. Прусаковым, Наумовым и Светловым») – яркий пример «непрочитанных книг» русского авангарда. Большая часть его тиража погибла в мастерской авторов при пожаре; сохранилось, по разным оценкам, всего три-пять экземпляров. Книга очень возбуждает коллекционеров – ее сегодняшняя цена подбирается к 1,5 млн руб. Эксперты-искусствоведы, следуя за рынком, описывают издание исключительно формалистически: конструктивизм, коллаж, цветная бумага, цветные чернила, золотая фольга, суперобложка.

Жизненный вопрос «из какого сора и зачем появилась эта книга?» до сих пор не ставился. Создана книжка к трехлетию Октябрьской революции 1917 года тремя авторами и состоит из трех частей – отсюда название «Октябрь в кубе». Возникла она в недрах ОБМОХУ (Общество молодых художников), одной из ранних конструктивистских групп. Ее авторы – юные любимцы тогдашней серьезной «левой» художественной тусовки – 18-летний Саша Наумов, успевший стать одним из «отцов» советского плаката, до того как нелепо погиб в 29 лет, купаясь в море; 20-летний Коля Прусаков, ставший во время Второй мировой войны ключевой фигурой советской художественной политики за рубежом, и 20-летний Сережа Светлов, который скоро создаст первую в России сельскую школу конструктивизма.

А пока, в Гражданскую войну, ОБМОХУ, по предложению Луначарского, стало опорной волонтерской художественной группой Наркомпроса. 12 выпускников ПГСХМ (Первых Государственных свободных художественных мастерских) с 1919 года обслуживали срочные художественные потребности фронта и тыла: оформляли массовые театрализованные действа, украшали освобожденные города и села победными плакатами-транспарантами-панно, расписывали лозунгами всякие железнодорожные объекты (поезда, водокачки), делали просветительские передвижные выставки в деревнях и т.д. Опекалась эта деятельность семьей Каменевых в полном составе, начиная с самого Льва Борисовича, члена ЦК.

29-14-1250.jpg
Октябрь в кубе. –
М., 1920. – 24 с.
Работали на культурном фронте юные конструктивисты в первую очередь со своими руководителями мастерских в ПГСХМ – Якуловым и Лентуловым, но в Наркомпросе ОБМОХУ было нарасхват; все Родченки хотели иметь (и имели!) таких помощников; Мейерхольд вообще упорно настаивал на том, чтобы ребят оставили в исключительном распоряжении его Рабочего театра, но тут все остальные запротестовали.

Когда Гражданская война закончилась, тогда ОБМОХУ и закрылось.

За два года такого волонтерства молодые художники научились решать главные вопросы искусства – объема, масс, динамики и конструкции – с помощью тех скудных материалов, которые оказывались под рукой. Экономность – это первый принцип советского конструктивизма. Экономностью в данном случае обусловлено дизайнерское решение книги: картинки литографировались, печать производилась на обратных сторонах обложек дореволюционных изданий Строгановского училища; дефицитная цветная бумага и фольга применялись минимально – для придания броскости лозунгам, провокационным заявлениям и вызовам «на спор» воображаемых собеседников.

29-14-3480.jpg
Корова и художник. Иллюстрация из книги
По сути же книга представляет собой «макет диспута» – базовой формы коллективного познания и планирования. Диспуты были чрезвычайно распространены в ранней Советской России, где все нужно было заново понять и построить. Темой именно этого диспута было создание художественной коммуны. Коммуна призвана была «вскрыть мощи» старого искусства, разоблачить его фальшивую святость. Книга высмеивала индивидуалистов-интуитивистов-мистиков от искусства, пугала старых художников голодной смертью вместе с их коровами-кормилицами; агитировала пролетарскую молодежь за новое промышленное искусство и растолковывала, по каким принципам новым художникам стоит жить и творить коммуной.

Но если рассматривать этот продукт дотошно и совсем прямо, то придется признать, что «Октябрь в кубе» – это боевая полемическая книжка, нацеленная конкретно против «интуитивиста» Кандинского. В явно сатирическом контексте тут приводится несколько узнаваемых цитат из теоретизирований Василия Васильевича. И это как раз в то время, когда молодая генерация рационалистов-конструктивистов вытесняла Кандинского из руководства Отделом ИЗО Наркомпроса – и в конце концов успешно вытеснила: в 1921 году он окончательно уехал в Германию.

В 1922–1923 годах члены ОБМОХУ почти в полном составе участвовали в легендарной Первой русской художественной выставке в Берлине и Амстердаме, олицетворяя новейшее поколение советских художников. В 1923 году группа подвела итоги пройденному пути на своей последней, четвертой, выставке, приуроченной к съезду Коминтерна. А в 1924-м один из наших пропагандистов художественных коммун, Сергей Светлов, действительно отправился поднимать наркомпросовскую коммуну в городок художников, Мстеру. И проработал в ней до закрытия проекта в 1929 году, создав вместе с Виктором Пальмовым конструктивистский сельский художественно-промышленный техникум, своего рода филиал московского ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские).


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Для Китая торжество – для Японии печаль

Для Китая торжество – для Японии печаль

Владимир Скосырев

В Пекине и Токио отмечают 80-летие окончания войны

0
2298
Канадзава – уютный, малоэтажный и исторический

Канадзава – уютный, малоэтажный и исторический

Олег Мареев

Про аутентичный самурайский квартал и разочаровавший самурайский музей

0
1553
История "Кабачка "13 стульев"

История "Кабачка "13 стульев"

Геннадий Гутман

Пан Зюзя, Люлек и все остальные

0
1872
Искусство остановки. Иногда наша собственная медлительность и даже леность умнее нас

Искусство остановки. Иногда наша собственная медлительность и даже леность умнее нас

Ольга Добрицына

0
2727

Другие новости