Фото Gettyimages
Два заметных для международной торговли события произошли недавно. 22 февраля вступило в силу подписанное в конце 2013 года Соглашение Всемирной торговой организации (ВТО) об упрощении процедур торговли. Глава ВТО Роберто Азеведо оценил выгоду от него примерно в 1 трлн долл. в год, причем в значительной степени ею воспользуются развивающиеся страны. Одновременно была подтверждена действенность многостороннего регулирования торговли, осуществляемого важнейшим институтом глобального управления – ВТО. Второе событие имело совершенно противоположный характер. Офис представителя США на торговых переговорах (USTR) распространил в Конгрессе 28 февраля свой ежегодный план действий, в котором, в частности, сказано о намерении Вашингтона действовать в торговых отношениях с другими странами «агрессивно» и в случае необходимости «защиты национальных интересов» отходить в одностороннем порядке от правил ВТО.
Накануне обнародования упомянутого плана президент Дональд Трамп подчеркнул, что дефицит США в торговле товарами с остальным миром в 2016 году составил около 800 млрд долл. Многие страны, продолжил глава Белого дома, ввозят свою продукцию в США по нулевым пошлинам, в то время как с американских товаров в этих же странах взимаются сверхвысокие пошлины. Вашингтон «не намерен более терпеть» недобросовестных торговых практик, таких как валютные манипуляции, незаконные правительственные субсидии, воровство интеллектуальной собственности, которые искажают рынок. Это и вынуждает новую администрацию США начать действовать «агрессивно» с тем, чтобы пресекать незаконные, с ее точки зрения, практики, но поощрять в то же время справедливую рыночную конкуренцию. Как же Вашингтон собирается реализовывать данный план?
Администрация Трампа намерена добиваться поставленных целей по «защите своего суверенитета и открытию иностранных рынков» путем строгого следования американскому торговому законодательству, говорится в упомянутом документе. Это означает, что при определенных обстоятельствах США будут считать себя вправе отходить от правил ВТО, то есть от взятых на себя в рамках этой организации обязательств. Такое, в частности, может произойти, если Конгресс примет решение об обложении товаров из некоторых стран, прежде всего Китая и Мексики, дополнительной пошлиной. Предлогом послужит ссылка на необходимость сокращения дефицита в торговле с Китаем и Мексикой и возвращения рабочих мест в страну.
С формальной точки зрения США имеют соответствующий законодательный инструмент – закон о торговле 1974 года. Он позволяет Вашингтону применять штрафной тариф в отношении стран, дискриминирующих американские товары. Однако если 40 лет тому назад это выглядело приемлемым, то с момента начала функционирования ВТО в январе 1995-го ситуация принципиально поменялась: страны, подписавшие соглашения Уругвайского раунда, в том числе США, взяли на себя жесткие взаимные обязательства, которые, в частности, не допускают увеличения торговых барьеров в одностороннем порядке. Поэтому с момента создания ВТО Вашингтон не прибегал к положениям акта 1974 года, поскольку считал себя связанным принятыми обязательствами.
Сегодня новая американская администрация демонстрирует готовность отойти от взятых обязательств в рамках одного из важнейших международных институтов. Последствия подобных шагов трудно представить. Элементарная логика подсказывает, что последовать примеру США непременно захотят и другие государства, так как у многих тоже найдутся аргументы в защиту своих национальных интересов. Но тогда может начаться цепная реакция нарушений правил и норм ВТО. Дальше – хаос в международной торговле и мировой экономике. Среди высоких чиновников в странах ЕС многие не смогли скрыть своих негативных эмоций от инициатив Трампа. Так, министр торговли Франции Матиас Фекл, в частности, отметил, что Трамп мыслит лишь на уровне «сделок», а то, что за их пределами и касается правил на глобальном уровне, это явно не его конек.
В 1930 году республиканские предшественники нынешнего президента в стремлении защитить своих производителей приняли так называемый Акт Смута–Хоули, в соответствии с которым ставки импортных таможенных пошлин были повышены на 50%, а по некоторым позициям и на 100%. Вскоре Европа ответила аналогичными протекционистскими мерами. В результате мировой экономический кризис стал разрастаться как снежный ком. Однако в те времена не существовало универсального института для поддержания дисциплины и соответственно взаимных обязательств государств. Да и мировая экономика не имела той степени взаимозависимости, как сегодня.
Протекционизм еще никого не спасал, особенно в XXI веке. Оправдывающий протекционистские меры лозунг Трампа о возвращении в страну рабочих мест в действительности несостоятелен. Считать, что свободная торговля разрушает рабочие места, было бы грубым упрощением. Если они и разрушаются, то в первую очередь в секторах с низкоквалифицированным трудом, а в хай-теке, наоборот, свобода торговли создает рабочие места. Обещание улучшения жизни простых американцев благодаря возведению торговых барьеров – тоже в значительной мере фикция. Если какое-то число рабочих мест и удастся вернуть благодаря этому, то одновременно простые американцы ощутят рост цен на товары широкого спроса – обувь, одежду, айфоны и др., так как сегодня все это доступно благодаря относительно невысоким пошлинам в торговле со странами Восточной Азии.
Как известно, Трамп даже за столь короткий срок пребывания у власти уже менял или заметно смягчал свои подходы по разным проблемам. Разумеется, это выглядит слабым утешением. В любом случае с президентом Трампом и его администрацией придется договариваться. То, что это будет непросто, очевидно уже сейчас.