Фото Gettyimages
Сегодня кандидат в президенты от партии «Республиканцы» Франсуа Фийон должен предстать перед судебными следователями. Накануне ему уже были предъявлены официальные обвинения по делу о фиктивном трудоустройстве. «Обвинения были предъявлены на 24 часа раньше запланированного, чтобы встреча со следователями могла проходить в спокойных условиях», – процитировало адвоката Фийона Антуанв Левиего AFP. Подследственный Фийон - новая ситуация в избирательной гонке. До сих пор он оставался официальным кандидатом французских правых.
Принято считать, что в ходе первого тура президентских выборов (он состоится 23 апреля) французы голосуют сердцем, а в ходе второго – разумом. Постараемся разобраться, какие обстоятельства окажут влияние на итоги голосования.
В последние годы первые строчки в перечне тревог французов занимают безработица, террористическая угроза, отсутствие безопасности. Именно они, как считают аналитики, в значительной степени определят политический выбор избирателей. Кстати, рост голосования за ультраправый «Национальный фронт» (НФ) в ходе предыдущих выборов стал реакцией на устойчивую безработицу, экономическую стагнацию и тревогу за собственную жизнь и жизнь близких, особенно усилившуюся после серии терактов. Сегодня в первом туре за лидера НФ Марин Ле Пен готовы проголосовать от 25 до 28% избирателей.
Среди факторов социально-политического характера – рост депрессивных настроений и возрастающее недоверие к политике. По данным Центра изучения французской политической жизни (CEVIPOF), в минувшем декабре в обществе были сильны такие настроения, как усталость (29%), мрачность (25%), недоверие (31%). В свою очередь, чувства доверия испытывали 16% опрошенных, благополучия – 21%, спокойствия – 19%. На фоне неблагоприятной социально-экономической ситуации и коррупционных скандалов с участием политиков возросло недоверие к политике. Исследование CEVIPOF свидетельствует, что большинство французов не верят депутатам парламента, которых избрали (55%), и правительству (72%). Неуклонно снижается доля французских граждан, которые доверяют институту президентской власти (34%), а ведь именно он является основой политического режима Пятой республики. Скептическое отношение к традиционным политикам и партиям выводит на арену несистемных политиков, к которым относят Ле Пен и бывшего министра экономики Эмманюэля Макрона.
Одной из центральных проблем избирательной кампании стало заключение кандидатами политических союзов. В конце февраля стало известно, что свою кандидатуру в пользу Макрона снял лидер центристской партии «Демократическое движение» Франсуа Байру. Тогда же было объявлено, что кандидаты от Экологической партии Янник Жадо и Французской социалистической партии (ФСП) Бенуа Амон подписали соглашение, которое многими социалистами рассматривается как излишне левое. Позиции Макрона предвыборный союз усилил. В марте за него готовы голосовать 26% избирателей. Первоначально складывалось впечатление, что и Амон одержал победу. Но многие его однопартийцы открыто заявили, что не будут голосовать за кандидата от ФСП и отдадут голоса Макрону, чтобы приостановить победное движение Ле Пен.
Другой проблемой кампании является дальнейшая судьба Фийона и Ле Пен. Первому уже предъявлены официальные обвинения в присвоении государственных средств по делу о предполагаемом фиктивном трудоустройстве его супруги. Более 70% французов считают, что Фийон должен отказаться от участия в выборах. Правда, в начале марта был заключен новый политический альянс: своему оппоненту подал «руку помощи» Николя Саркози. Поддержал Фийона и другой участник первичных выборов – мэр Бордо Ален Жюппэ. Впрочем, пока неизвестно, чем обернется для Фийона сегодняшняя встреча со следователями.
С Ле Пен дело обстоит иначе. В начале марта депутаты Европарламента проголосовали за снятие с нее парламентского иммунитета. Однако снятие иммунитета – длительная процедура. Пока она отказывается явиться на допрос, по окончании которого скорее всего ей может быть предъявлено обвинение. Сгущаются тучи и над Макроном. На днях стало известно, что есть подозрение в том, что, будучи министром, он покровительствовал ряду компаний.
Влияют на настроение избирателей и особенности ведения предвыборной кампании. Мы живем в век, когда медиа подчинили политику, превратив ее в спектакль. Все события и скандалы предвыборной кампании немедленно в формате театрализованного шоу транслируются избирателям-зрителям. Значимость конъюнктурных факторов и медиаполитический эффект кампании не только усиливают непредсказуемость голосования, но и снижают возможность его прогнозирования и рационального осмысления.
Подведем некоторые итоги. Разочарование в политиках, размывание деления на левый и правый лагеря неизбежно приведут к повышению уровня абсентеизма, который на президентских выборах 2012 года в первом туре составил 20%. Сегодня ожидаемый уровень неявки – от 32 до 36%. Абсентеизм опасен тем, что снижает легитимность избранного президента.
Неопределенность настроений избирателей (за 45 дней до выборов 40% из них не знают, за кого будут голосовать) со всей остротой ставит вопрос о действенности «республиканского пакта». Открытым остается вопрос, объединятся ли правые и левые во втором туре, чтобы противостоять лидеру НФ, как это было до сих пор?
Наконец, будет ли действовать «стеклянный потолок» применительно к Ле Пен? Зимой 2017 года у 55% французов лидер НФ вызывала чувство тревоги. Достаточно ли этого, чтобы поставить заслон на ее пути к Елисейскому дворцу? Особенно учитывая тот факт, что за последние годы Ле Пен преуспела в де-демонизации своей партии, за которую готовы голосовать в прошлом поддерживавшие коммунистов рабочие, молодежь, а также государственные служащие, и в частности учителя – историческая опора социалистов.