0
3504
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

31.03.2017 00:01:00

Станет ли ЕС новой "Миттельевропой"

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета международной политики МГУ им. М.В. Ломоносова.

Тэги: ес, брекзит, римская декларация, германия, ланкастерские соглашения, экономика


ес, брекзит, римская декларация, германия, ланкастерские соглашения, экономика Фото Gettyimages

В последние дни в Евросоюзе произошло два исторических события. 29 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй запустила процедуру брекзита. А 25 марта на юбилейном саммите остальные 27 стран ЕС подписали Римскую декларацию о достижениях, вызовах и приоритетах своего объединения, которую негласно окрестили Капитолийской декларацией. Ее суть – заявление о намерении продолжать процесс интеграции, несмотря на выход Британии. 

И это не случайно. Евросоюз после завершения брекзита кардинально изменит свою основу. Главной причиной брекзита стал не поток иммигрантов в страны ЕС, а рост британо-германских противоречий. В Берлине были недовольны Ланкастерскими соглашениями 2010 года, создавшими франко-британский тандем в сфере безопасности. Немецким ответом стало учреждение Европейского механизма финансовой стабилизации, что означало координацию бюджетной политики стран ЕС с ведущей ролью Европейского Центробанка (ЕЦБ). Британия, сохранившая свою валюту, сочла подобный проект ущемлением ее интересов, о чем заявил экс-премьер Дэвид Кэмерон на брюссельском саммите в декабре 2011 года.

Но страны ЕС в июне 2012 года достигли соглашения о предоставлении ЕЦБ полномочий контрольно-надзорного органа банковской отрасли Евросоюза. Было также решено создать дополнительно к национальным страховым программы страхования депозитов на уровне ЕС. Именно с этого времени кабинет Кэмерона начал подготовку к референдуму о выходе из ЕС. Результат превзошел ожидания премьера.

Выход Великобритании приведет к серьезным последствиям для ЕС. Он лишится Лондонской биржи, которая обеспечивала ему статус глобального игрока. (Франкфуртская биржа носит сугубо региональный характер и не сопоставима с глобальными площадками). Германии без оппозиции Лондона станет легче проводить свои экономические инициативы. Наконец, усилится напряжение в отношениях Германии со странами Восточной Европы.

В такой ситуации Германия неизбежно становится ведущей силой ЕС. (Франция из-за глубокого раскола элит и фактического отказа от голлистской политики вряд ли будет способна противостоять Берлину.) На память приходит старая геополитическая концепция «Срединной Европы», или «Миттельевропы». Разработанная в середине XIX века австрийцем Карлом Людвигом фон Бруком, она апеллировала к опыту Священной Римской империи германской нации периода ее расцвета (X–XIII века) – временам, когда ее император считался ведущим светским монархом Европы. На новом историческом этапе это означало заявку на первенство сначала Австрийской империи, а затем Германии в континентальной Европе. Примечательно, что авторы «Миттельевропы» оставляли за ее пределами две неевропейские, по их мнению, империи – Британскую и Российскую.

Кабинет Ангелы Меркель, возможно, хотел бы видеть Капитолийскую декларацию шагом к «Миттельевропе». Однако перспективы превращения Евросоюза в немецкий проект сомнительны. Целый ряд симптомов указывают на тот факт, что Британия не хочет уходить из ЕС одной. Британская дипломатия постарается выстроить систему сдерживания Германии внутри ЕС. И здесь у Лондона есть неплохие шансы, учитывая давние страхи европейцев перед сильной Германией.

Первая опора – страны Южной Европы. У британской дипломатии традиционно сильные позиции в Португалии, Италии, Греции, на Кипре (исключение составляет Испания, традиционно оппозиционная британской политике на Средиземном море). Все южноевропейские страны опасаются немецких инициатив по усилению бюджетной дисциплины ЕС. Памятно и давление Германии на Грецию в период финансового кризиса 2011 года.

Вторая опора – Швеция. Она, подобно Британии, не вошла в еврозону. Стокгольм вместе с Лондоном выражал недовольство Европейским механизмом финансовой стабилизации. Расширение немецких инициатив неизбежно затронет шведские интересы. Не говоря уже о том, что Стокгольм всегда видел себя, а не Берлин, естественным лидером Северной Европы.

Третья опора – Восточная Европа. Экономическое давление Германии уже вызвало волну антинемецких настроений в Польше и Венгрии. На очереди – Словакия, а возможно, и балтийские страны. Механизмом реализации их целей не обязательно будет лобовое столкновение с Берлином. Достаточно будет для начала воссоздать Вышеградскую группу как субблок в рамках ЕС.

В запасе у британской дипломатии есть и еще один ресурс – резкое ухудшение российско-германских отношений из-за санкций. Потеря сотрудничества с Россией приведет к сокращению энергетической роли Германии в Европе. Военно-политическое противостояние в Восточной Европе также будет отвлекать Берлин от проблем ЕС. Германия потеряет и свое значение как посредник между Россией и США. Пока британская политика занимает враждебную позицию к Москве. Но в будущем Лондон может использовать российский ресурс для борьбы с Берлином – сценарий, о котором писал британский политик Найджел Фарадж еще осенью 2012 года.

В такой ситуации Берлину вряд ли удастся удержать Евросоюз в его нынешних границах: слишком неприемлемо немецкое преобладание для многих европейских стран. Более интересным вариантом может стать решение Германии создать в рамках ЕС субблок из лояльных ей стран – настоящую «Миттельевропу». Однако такое логичное на первый взгляд решение может завершить существование ЕС в его нынешнем качестве.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
679
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
827
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
764
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
761

Другие новости