Помимо сугубо учебной работы педагогов накрыл вал административной отчетности. Фото Михаила Мордасова/PhotoXPress.ru
Еще в октябре 2013 года заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов пообещал избавить российскую школу от чрезмерной бумажной работы. Назвал даже точную дату. «Счастье наступит не скоро, но думаю, что к 2016 году в большинстве образовательных учреждений такой проблемы не будет», – обнадежил высокопоставленный чиновник. И объяснил, что окончательной победе счастья над несчастьем временно мешает «не до конца запущенная система электронных журналов, дневников, отчетности и т.д.», когда «параллельно еще действует старая система».
И вот миновал интригующе долгий 2016-й и наступил триумфальный 2017 год. Что же учителя? Ликуют? И как чувствуют себя оптимизаторы их труда?
Вместо ответа приведем отрывок из оперативной справки, подготовленной экспертами Общероссийского народного фронта и опубликованной на сайте ОНФ. «В Ивановской области на увеличение отчетности указали все опрошенные директора и учителя школ, в Удмуртской Республике – 82% респондентов…».
Опустим детали. Тем более что за три года неутомимой борьбы Минобрнауки РФ с бумажным драконом мы их выучили наизусть. Переходим сразу к рубрике «Что делать?».
«Проблема вышла за критическую черту», – считает руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина. Да, вышла. Причем настолько, что эксперты рабочей группы ОНФ предлагают даже ввести мораторий на проверки в школах. Не во всех, конечно, а только в тех, к которым у комиссий нет замечаний.
Развивая эту мысль, позволю себе внести предложение освободить от «бумажного налога» и отдельных учителей – ветеранов труда, заслуженных работников образования, матерей-одиночек и руководителей школьных кружков. Медлить с этим нельзя. Тем более что еще в прошлом январе теперь уже экс-министр образования Дмитрий Ливанов в рамках правительственного часа в Госдуме тоже ведь обещал. Нет, не избавить, а «завершить работу по избавлению педагогов от излишней отчетности» (почувствуйте разницу!).
Что ж, переходим к выводам. Следуя давней традиции экономики времен СССР, российская школа сначала громогласно взваливает на себя невыполнимые планы, а затем успешно, но уже тихо и бесславно, их проваливает. Но уже с новым, ни в чем не повинным министром во главе.
В поисках ответа на риторические «Кто виноват? и «Что делать?» вспомнил историю чрезвычайно ценимого мною поэта и газетного редактора, чье имя знает сегодня, пожалуй, каждая кухарка. Он читал блистательные лекции в институте усовершенствования учителей, на которые стекалась вся литературная Москва. А я там работал, подключаясь вечерами к спорам словесников о гениальных кодах Мандельштама и Есенина. И вдруг! Заглядываю в расписание – пусто. Что это? Справляюсь у сослуживцев: а где такой-то? Те облегченно выдыхают: «Слава богу, больше с ним не сотрудничаем. Мы устали задним числом и чужими руками заполнять отчеты за него».
Это еще и к вопросу о судьбе новаторов в нашем образовании. Им хорошо, они сверкают, а другим – бумаги закрывать. Выбора нет: бумаги-то накапливаются. Попытаемся разобраться, так ли и вправду страшен этот черт. То есть бумажный сбор, взимаемый с наших Сократов и Анаксагоров.
Для получения авторского курса преподаватель должен составить рабочую программу, а в ее составе предъявить «перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения» этой программы.
Все? Не расслабляйтесь! Требуется еще расписать ее объем в зачетных единицах с указанием часов, форм и видов занятий в пересчете на семестры, дни недели. Приобщить сюда же блок учебно-методического обеспечения, основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Отдельным документом оформляется «фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации» студентов и «методические указания (для них же) с описанием материально-технической базы», без которой рухнет весь педагогический процесс.
Если у вас еще не отпало желание прочитать что-нибудь с кафедры соседнего университета, то подготовьте, пожалуйста, «перечень компетенций с указанием этапов их формирования», описание «показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их становления», презентацию шкал оценивания и типовые контрольные задания для оценки знаний.
Взбодрились? Чуть не забыл: приказом от 19.12.13 № 1367 Минобрнауки РФ благосклонно разрешает вузу «включить в состав рабочей программы также иные сведения и материалы». А по умолчанию – произвольно менять хоть ежемесячно шаблоны и форматы отчетности.
Вы спросите, к чему все эти сложности. Нет сложностей – нет и громады управленческого аппарата, проверяющего пункт за пунктом нашу исполнительность. И куда тогда покатится страна? Функционеров кто накормит – Пушкин, Мандельштам?
Ведь мы, по правде говоря, твердо умеем делать только это – учить и проверять. Плюс тиражировать печатные пряники сертификатов. Все остальное производят в странах с совсем другой ориентацией.
«Чрезмерной бумажной работы станет меньше», – подарил надежду уважаемый замминистра в своем трехлетней давности сенсационном заявлении. Падал октябрьский лист, учителя корпели над отчетами...