0
2680
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

11.04.2017 00:01:00

Мандельштам в зачетных единицах

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: образование, школа, учитель, отчетность, минобрнауки, вениамин каганов, онф


образование, школа, учитель, отчетность, минобрнауки, вениамин каганов, онф Помимо сугубо учебной работы педагогов накрыл вал административной отчетности. Фото Михаила Мордасова/PhotoXPress.ru

Еще в октябре 2013 года заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов пообещал избавить российскую школу от чрезмерной бумажной работы. Назвал даже точную дату. «Счастье наступит не скоро, но думаю, что к 2016 году в большинстве образовательных учреждений такой проблемы не будет», – обнадежил высокопоставленный чиновник. И объяснил, что окончательной победе счастья над несчастьем временно мешает «не до конца запущенная система электронных журналов, дневников, отчетности и т.д.», когда «параллельно еще действует старая система».

И вот миновал интригующе долгий 2016-й и наступил триумфальный 2017 год. Что же учителя? Ликуют? И как чувствуют себя оптимизаторы их труда?

Вместо ответа приведем отрывок из оперативной справки, подготовленной экспертами Общероссийского народного фронта и опубликованной на сайте ОНФ. «В Ивановской области на увеличение отчетности указали все опрошенные директора и учителя школ, в Удмуртской Республике – 82% респондентов…».

Опустим детали. Тем более что за три года неутомимой борьбы Минобрнауки РФ с бумажным драконом мы их выучили наизусть. Переходим сразу к рубрике «Что делать?».

«Проблема вышла за критическую черту», – считает руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности», президент образовательного холдинга «Наследник» Любовь Духанина. Да, вышла. Причем настолько, что эксперты рабочей группы ОНФ предлагают даже ввести мораторий на проверки в школах. Не во всех, конечно, а только в тех, к которым у комиссий нет замечаний.

Развивая эту мысль, позволю себе внести предложение освободить от «бумажного налога» и отдельных учителей – ветеранов труда, заслуженных работников образования, матерей-одиночек и руководителей школьных кружков. Медлить с этим нельзя. Тем более что еще в прошлом январе теперь уже экс-министр образования Дмитрий Ливанов в рамках правительственного часа в Госдуме тоже ведь обещал. Нет, не избавить, а «завершить работу по избавлению педагогов от излишней отчетности» (почувствуйте разницу!).

Что ж, переходим к выводам. Следуя давней традиции экономики времен СССР, российская школа сначала громогласно взваливает на себя невыполнимые планы, а затем успешно, но уже тихо и бесславно, их проваливает. Но уже с новым, ни в чем не повинным министром во главе.

В поисках ответа на риторические «Кто виноват? и «Что делать?» вспомнил историю чрезвычайно ценимого мною поэта и газетного редактора, чье имя знает сегодня, пожалуй, каждая кухарка. Он читал блистательные лекции в институте усовершенствования учителей, на которые стекалась вся литературная Москва. А я там работал, подключаясь вечерами к спорам словесников о гениальных кодах Мандельштама и Есенина. И вдруг! Заглядываю в расписание – пусто. Что это? Справляюсь у сослуживцев: а где такой-то? Те облегченно выдыхают: «Слава богу, больше с ним не сотрудничаем. Мы устали задним числом и чужими руками заполнять отчеты за него».

Это еще и к вопросу о судьбе новаторов в нашем образовании. Им хорошо, они сверкают, а другим – бумаги закрывать. Выбора нет: бумаги-то накапливаются. Попытаемся разобраться, так ли и вправду страшен этот черт. То есть бумажный сбор, взимаемый с наших Сократов и Анаксагоров.

Для получения авторского курса преподаватель должен составить рабочую программу, а в ее составе предъявить «перечень планируемых результатов обучения, соотнесенных с планируемыми результатами освоения» этой программы.

Все? Не расслабляйтесь! Требуется еще расписать ее объем в зачетных единицах с указанием часов, форм и видов занятий в пересчете на семестры, дни недели. Приобщить сюда же блок учебно-методического обеспечения, основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов. Отдельным документом оформляется «фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации» студентов и «методические указания (для них же) с описанием материально-технической базы», без которой рухнет весь педагогический процесс.

Если у вас еще не отпало желание прочитать что-нибудь с кафедры соседнего университета, то подготовьте, пожалуйста, «перечень компетенций с указанием этапов их формирования», описание «показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их становления», презентацию шкал оценивания и типовые контрольные задания для оценки знаний.

Взбодрились? Чуть не забыл: приказом от 19.12.13 № 1367 Минобрнауки РФ благосклонно разрешает вузу «включить в состав рабочей программы также иные сведения и материалы». А по умолчанию – произвольно менять хоть ежемесячно шаблоны и форматы отчетности.

Вы спросите, к чему все эти сложности. Нет сложностей – нет и громады управленческого аппарата, проверяющего пункт за пунктом нашу исполнительность. И куда тогда покатится страна? Функционеров кто накормит – Пушкин, Мандельштам?

Ведь мы, по правде говоря, твердо умеем делать только это – учить и проверять. Плюс тиражировать печатные пряники сертификатов. Все остальное производят в странах с совсем другой ориентацией.

«Чрезмерной бумажной работы станет меньше», – подарил надежду уважаемый замминистра в своем трехлетней давности сенсационном заявлении. Падал октябрьский лист, учителя корпели над отчетами...



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
905
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1126
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
1031
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1018

Другие новости