Фото Gettyimages
В опубликованном 11 апреля докладе «Международной амнистии» о состоянии дел со смертными приговорами и приведением их в исполнение Россия отнесена к числу государств, в которых «смертная казнь не применяется на практике». Это не совсем точно, поскольку в нашей стране сложилась правовая ситуация, исключающая не только смертную казнь, но и назначение этой меры наказания – притом что в Уголовном кодексе формально сохраняются пять составов преступлений, которые ею могут караться.
Вряд ли об этом не знали некоторые высокопоставленные депутаты Государственной думы, сразу после террористического акта в петербургском метро сделавшие несколько публичных заявлений. Председатель фракции «Справедливая Россия» Сергей Миронов в очередной раз выступил за применение смертной казни к исполнителям, организаторам и пособникам совершения террористического акта. Тем самым он привлек внимание к соответствующему проекту поправок в УК РФ, который он и трое однопартийцев внесли более года назад. Ему вторил председатель думского комитета по безопасности Василий Пескарев, сказавший, что «за преступления подобного рода следует подумать о возвращении высшей меры наказания».
Какова же правовая ситуация в России относительно смертной казни?
16 апреля исполнится 20 лет со дня подписания Россией Протокола № 6 об отмене смертной казни к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Россия обязалась подписать этот документ в течение одного года после принятия в Совет Европы (СЕ) в 1996-м, а еще через два года его ратифицировать. Кроме того, с момента вступления в СЕ Россия обещала его Парламентской ассамблее (ПАСЕ) установить мораторий на приведение в исполнение смертных приговоров. На сегодняшний день Россия – единственная страна – член Совета Европы, не ратифицировавшая этот договор.
С тех пор Европа пошла дальше: если Протокол № 6 допускал смертную казнь в исключительном случае – за действия, совершенные во время войны или при ее неизбежной угрозе, то Протокол № 13, принятый в 2002 году, запретил этот вид наказания без всяких условий и оговорок. В нем не участвуют Россия и Азербайджан; Армения его подписала, но не ратифицировала.
Венская конвенция предписывает государству, подписавшему международный договор, впредь до ратификации или отказа от нее воздерживаться от действий, лишающих документ «объекта и цели», то есть явно идущих вразрез с теми задачами, которые он призван решить. Конвенция, впрочем, не оговаривает предельных сроков этого переходного периода.
В отсутствие ратификации Протокола № 6 свое слово высказал Конституционный суд (КС) РФ. Сначала, в феврале 1999 года, он объявил неконституционным назначение наказания в виде смертной казни впредь до образования на всей территории страны работоспособных коллегий присяжных заседателей. А в ноябре 2009 года, когда завершалась подготовка к формированию таких коллегий в Чеченской Республике, последнем из субъектов Федерации, где их еще не было, он констатировал действие в России «комплексного моратория» на применение смертной казни. Мораторий включает временный запрет на приведение в исполнение смертных приговоров (он начал действовать с момента принятия России в Совет Европы) и на само их вынесение (со дня подписания Россией европейского Протокола № 6 об отмене смертной казни, позднее подкрепленного постановлением КС).
КС обратил внимание на длительность действия комплексного моратория и его закрепление устойчивой правоприменительной практикой как самого суда, так и судов общей юрисдикции. Он ясно дал понять законодателю, что у того было достаточно времени, чтобы определиться с пониманием длительности и содержания предусмотренного Конституцией переходного периода, в течение которого наказание в виде смертной казни может сохраняться в действующих законах, пусть и в законсервированном виде, и, наконец, высказать свое отношение к Протоколу № 6.
В итоге КС установил, что уже к концу 2009 года в России «сформировались устойчивые гарантии права не быть подвергнутым смертной казни и сложился легитимный конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни». Иными словами, составной частью современного содержания конституционного права на жизнь является защита от ее прекращения уголовно-правовым актом государства, а оформить эту правовую ситуацию необходимо путем внесения изменений в действующие нормы, но это уже дело законодателя.
Такова правовая ситуация на сегодняшний день. Реализация предложений о восстановлении смертной казни в части вынесения приговоров и приведения их в исполнение как минимум потребует уведомлений Совета Европы, во-первых, об отмене обязательств, взятых Россией при принятии ее в эту организацию. Во-вторых, об отсутствии намерения становиться стороной Протокола № 6, за которыми логично ожидать исключения из СЕ. А внутри страны – пересмотра Конституционным судом своих важнейших решений.