Фото пресс-службы Президента РФ
В начале мая турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган встретится в Сочи с главой РФ Владимиром Путиным. Заявленная повестка переговоров – сирийское урегулирование. Однако в ходе беседы будет обсуждаться еще одна тема – покупка для турецкой армии комплексов ПВО российского производства С-400.
В последнее время отношения между Турцией и Россией превращаются с прагматичное партнерство по урегулированию региональных проблемы, и этому не мешают воспоминания о недавней «помидорной войне» между Москвой и Анкарой. Российско-турецкому партнерству способствуют и непростые отношения Эрдогана с лидерами стран Евросоюза, которые влияют и на внутритурецкую ситуацию.
Пример такого влияния – недавний референдум по изменению Конституции Турецкой Республики. Почему именно сейчас Эрдоган провел этот референдум и добился изменения государственной архитектуры страны, открыв дорогу к превращению ее в президентскую республику? Ведь президентская система может стать реальностью только после больших национальных выборов в 2019 году, когда граждане страны будут выбирать и президента, и парламент. Правительство вполне могло бы отложить проведение референдума на полтора-два года.
Однако проведя именно сегодня «президентский» референдум, Эрдоган послал четкий сигнал Евросоюзу и, прежде всего, германскому канцлеру Ангеле Меркель о том, что Анкара теперь может провести еще один национальный плебисцит, на котором гражданам Турции будет предложено выбрать, куда все же стоит стремиться республике – все дальше на запад, в ЕС, или же, напротив, круто развернуться на Восток и принять решение о вступлении страны в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
На таком политическом фоне вопрос о возможных закупках российских комплексов ПВО С-400 выглядит особенно интересно.
Для того, чтобы дать релевантную оценку «нового формата» отношений между Россией и Турцией и понять, возможно ли стратегическое военное сотрудничество между двумя государствами, необходимо правильно оценивать геополитические реалии в регионе.
Как известно, Турция не имеет «дальнобойной» системы противовоздушной обороны: с 1952 года она является членом НАТО и с тех пор системы ПВО Североатлантического альянса защищают страну от внешний угроз. Однако при президенте Эрдогане ситуация стала меняться.
В 2015 году Анкара впервые заявила о планах закупок комплексов ПВО и оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК). Тогда турецкое руководство особенно интересовалось китайскими предложениями (project T-LORAMIDS), сделанными компанией Precision Machinery Import Export Corporation (CPMIEC) из КНР. Была даже запущена процедура конкурса. Однако вскоре возникли неясности с передачей китайской стороной соответствующих технологий Анкаре. Кроме того, оказалось, что компания CPMIEC находится в санкционном списке НАТО за сотрудничество с Сирией, Ираном и Северной Кореей, и Турция, являясь членом альянса, просто не имела права купить китайские системы ПВО и трансформировать их под собственные технологические и инфраструктурные стандарты. В итоге конкурсная процедура с китайской стороной была Анкарой остановлена.
Проблема создания собственной национальной системы ПВО обострилась для Турции в августе 2015 года, когда без предупреждения и объяснения причин Германия и США убрали с территории страны свои системы ПВО Patriot. После этого южная граница Турецкой Республики осталась без защиты. Анкара расценила действия немецких и американских союзников как «недружественные».
Сразу после трагических событий 24 ноября, когда российский Су-24 был сбит на границе с Сирией, Турции срочно понадобилась система ПВО против возможной российской угрозы. Тогда же Министерство обороны Турции обратилось к Германии с просьбой помочь в создании системы противовоздушной обороны. Однако Берлин использовал это обращение как возможность для политического шантажа турецкого руководства. После этого у Анкары исчезли все иллюзии – стало очевидно, что ситуацию радикально изменилась и что НАТО больше не выступает гарантом безопасности турецкого воздушного пространства.
Тогда Анкара попыталась защищать свою границу с Сирией с помощью национальной система «Jammer-КОРАЛ», однако до сих пор неизвестно, насколько эта защита была эффективной. Одновременно президент Эрдоган стал искать варианты создания сильной ПВО страны, которая бы была независимой от НАТО. Однако тогда, в момент мощного российско-турецкого военно-политического противостояния в регионе Анкара не могла обратиться за помощью к Москве.
Ситуация изменилась после попытки военного переворота 15 июля прошлого года. Стало известно, что к заговору были причастны офицеры и генералы с военно-воздушной базы НАТО в турецком Инджирлике, а поддержку перевороту якобы оказывала администрация тогдашнего американского президента Барака Обамы. У Эрдогана появился прекрасный повод помириться с Россией и нормализовать отношения с Кремлем. Сегодня процесс нормализации российско-турецких отношений завершен и превращается в стратегическое партнерство Анкары и Москвы.
10 марта 2017 года в Москве состоялась встреча Путина и Эрдогана. Тогда турецкий президент впервые официально заявил о готовности закупить у РФ комплексы ПВО С-400. Сразу после этого гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов собщил, что Москва и Анкара ведут переговоры о предоставлении Турции кредита на закупку российского вооружения, в том числе новейших систем ПВО С-400 «Триумф». После слов Чемезова уже министр обороны Турции Фикри Ышык заявил, что «комплексы ПВО, которые будут закуплены у России, не будут интегрированы в систему НАТО».
Если сделка по С-400 между Москвой и Анкарой состоится, то она обречена стать политической сенсацией. Ведь известно, что до сих пор Кремль никому, кроме Китая, не продавал эти средства ПВО.
Почему Россия не прочь продать С-400 Турции? Ответ простой: во-первых, это очень сильный ход в пропаганде против НАТО, во-вторых, Россия создаст предпосылки для стратегического сотрудничества с Турцией в военно-технической сфере, что, опять-таки, является сильнейшим вызовом и даже угрозой для Североатлантического альянса.
Есть также еще одна сторона вопроса, который сегодня напрямую касается проблемы обеспечения национальной безопасности Турции. Речь идет о соседях Анкары, которые не являются членами НАТО. Очевидно, для защиты от этих соседей Турция будет пытаться создать отдельные системы ПВО. Вполне вероятно, что в Турции будут две автономные системы противовоздушной обороны – одна с опорой на российские С-400, а другая на основе израильского Arrow, либо PAAMS, SAAM-fr или МEDS.
Таким образом, модель с С-400, конечно же, не будет интегрирован в систему ПВО НАТО, однако, вторая система, например, на основе французского комплекса SAAM-fr, очевидно, будет интегрирован в инфраструктуру альянса.
Cтратеги в Анкаре считают что новая система с двумя отдельными ПВО, вкупе с уже имеющейся системой КОРАЛ, сможет эффективно защищать воздушное пространство Турции. Кроме того, не следует забывать что турецкая армия уже заказала 100 истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35 ll, первые партии которых будут поставлены на вооружение уже в нынешнем году. Примечательно, что Анкара не хочет интегрировать эти истребители в общую систему НАТО (по этой причине Министерство обороны Турции с 2011 года начало процесс национализации всего военного программного обеспечения).
Решение Анкары по закупкам С-400, таким образом, является важным шагом на пути нового военно-политического позиционирования Турции. Президент Эрдоган пытается играть роль посредника между Россией и НАТО, используя их потенциал для укрепления собственного могущества внутри страны и в регионе. Это очень сложная и не всегда безопасная игра, однако, пока другой альтернативы Анкара для себя не видит.