0
6269
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

07.06.2017 00:01:00

Возможны ли "Хельсинки-2"

Надежда Арбатова

Об авторе: Надежда Константиновна Арбатова – доктор политических наук, заведующая отделом европейских политических исследований ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова

Тэги: россия, запад, нато, обсе


Рассуждая о роли экспертного сообщества в разрешении острейшего кризиса в отношениях России и Запада, представляется важным ответить на несколько вопросов. Вопрос первый: могут ли эксперты-международники сблизить позиции и взгляды России и Запада на природу сегодняшнего кризиса, помочь лучше понять взаимные озабоченности сторон в сфере безопасности?

Ответ: нет, не могут. И Россия, и страны Запада смотрят на одни те же явления по-разному. Достаточно привести лишь один пример. На Западе Россия представляется как страна-агрессор, нарушившая статус-кво после окончания двустороннего противостояния Востока и Запада. Но что такое статус-кво, и какова точка отсчета для его определения? Это окончание холодной войны, завершившееся Парижским саммитом ОБСЕ в ноябре 1990 г., принятием Парижской хартии для новой Европы, провозгласившей неделимость европейской безопасности? Или это окончание биполярности, которое произошло год спустя с распадом Югославии и СССР и не получившее должного договорно-правового завершения? Или статус-кво надо отсчитывать от решения НАТО о расширении на восток? А может быть от военной операции НАТО против Югославии в 1999 г., ставшей первым актом агрессии в постбиполярной Европе? Или это признание независимости Косово? Или это Кавказский кризис 2008 г. с последовавшим отделением Абхазии и Южной Осетии, а затем и конфликт вокруг Украины, потерявшей Крым?

По всей видимости, для Запада именно последние события являются примерами нарушения статус-кво, тогда как для России такими нарушениями стали все предшествующие события, связанные с политикой НАТО на посткоммунистическом пространстве. Убедить друг друга в том, что «мы правы, а вы нет», невозможно. Это будет пустой тратой времени и сил. Вместо этого, главной задачей экспертного сообщества России и Запада должно быть предотвращение эскалации новой холодной войны, которая может привести к реальной войне со всеми драматическими последствиями. В этих целях сторонам будет необходимо согласовать и принять общие и юридически обязательные правила поведения, своего рода, обновленные Хельсинкские принципы. Однако сегодня главным препятствием для проведения Хельсинки-2 является конфликт в Украине, без разрешения которого невозможно двигаться вперед.

Вопрос второй: не убеждая друг друга в своей правоте, возможно ли понизить напряженность в наших отношениях? Да, возможно. Сегодняшняя ситуация не нова. Даже в биполярную эпоху, в период конфронтации между двумя различными экономическими, политическими и идеологическими системами, СССР и Запад смогли достичь компромиссов и заключить соглашения на основе quid pro quo. Сам выход из украинского кризиса создал бы модель для решения подобных проблем. Основополагающим принципом и критерием в достижении компромиссов должна стать неделимость европейской безопасности в отличие от 90-х годов, когда бывшее коммунистическое пространство было разделено между двумя институтами. НАТО стала ответственной за посткоммунистическую Европу, а ОБСЕ – за постсоветское пространство, что дискредитировало роль ОБСЕ как европейской организации коллективной безопасности.

Вопрос третий: можно ли преодолеть взаимное недоверие России и Запада? Конечно, можно. Доверие, как и недоверие, не появляются из ниоткуда. Только путем совместного решения проблем и споров мы создаем доверие. Отношения России и Запада пережили несколько этапов с момента распада Советского Союза – от эйфории и высоких ожиданий до разочарования и неудовлетворенности. В настоящее время Россия воспринимается Западом как авторитарная страна, которая отходит от либеральных ценностей, проводит агрессивную внешнюю политику. В этом отношении эпоха Бориса Ельцина по-прежнему выделяется Западом как наиболее благоприятный период в постбиполярных международных отношениях. Но почему тогда демократическая и дружественная Западу Россия не была вовлечена в переговоры о расширении НАТО?

По всей видимости, потому, что «доверие» в тот период основывалось не столько на договорно-правовой базе, сколько на личных отношениях между Биллом Клинтоном и Ельциным. Однако личных отношений никогда не бывает достаточно для развития доверия между странами. И хорошие личные отношения Джорджа Буша-младшего и Владимира Путина не смогли предотвратить разрастающейся напряженности в отношениях России и США, которая привела к Кавказскому кризису 2008 г.

Оглядываясь назад, нельзя не признать того, что реальный прорыв в укреплении доверия между Востоком и Западом произошел при Михаиле Горбачеве. Однако этот прорыв не был результатом приятного имиджа Горбачева или его речей о новом политическом мышлении или общем европейском доме. Этот прорыв был обусловлен самыми радикальными соглашениями в области контроля над вооружениями и выводом советских вооруженных сил из Восточной Европы, что создавало новый климат доверия между сторонами.

Сегодня Россия не верит в джентльменские соглашения в силу ее негативного опыта политических соглашений с Западом с конца 90-х гг. (заверения западных лидеров конца 1980-х годов в отношении нераспространения НАТО в связи с воссоединением Германии, обещание президента Буша-младшего о совместной с Россией разработке ПРО и т.д.). Но доверие можно восстановить, заключая масштабные юридически обязательные соглашения, в первую очередь в сфере контроля над вооружениями (спасение системы и режима контроля над ядерным оружием, снижение военного противостояния России со странами НАТО и интенсивности и масштабов военных учений, инициирование переговоров по сокращению обычных вооруженных сил в Европе).

Вопрос четвертый: какие экономические и политические форматы отношений можно было бы предложить постсоветским государствам, послужившим яблоком раздора между Россией и Западом?

Наилучшим экономическим форматом было бы общее экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока, но в отличие от того, что писали Карл Маркс и Ленин – «политика – это концентрированное выражение экономики», в действительности все наоборот: экономика – это концентрированное выражение политики. Идея общего экономического пространства – прекрасная идея, столь же привлекательная, как концепция безъядерного мира. Но безъядерный мир – это не наш мир минус ядерное оружие. Это мир с другим политическим климатом. И для создания общего экономического пространства потребуются совершенно иные политические отношения между государствами-участниками. Даже после мирного урегулирования Украинский конфликт еще долго будет отбрасывать тень на отношения с Россией. Однако при этом сценарии Россия и Европейский Союз смогли бы начать строить общее пространство с совместных очень практичных, функциональных проектов на пространстве СНГ (по аналогии с предложением Дмитрия Медведева от 2010 году о предоставлении Украине синдицированного кредита для модернизации ее газотранспортной системы).

Если говорить о политическом формате, то наилучшим решением для всех был бы нейтральный статус Украины, Молдавии и Грузии. Но Россия и Запад не могут навязать его этим странам насильно в духе «новой Ялты». Этот статус может быть лишь добровольным решением Украины, Молдавии и Грузии при предоставлении им юридических гарантий безопасности со стороны России и Запада. Представляется, что мир на Украине – это главное условие для распутывания всего клубка противоречий, возникших в последние четверть века. И именно на этом направлении экспертное сообщество России и Запада должно использовать сегодня свой интеллектуальный потенциал, обращаясь не только друг к другу, но и к своим правительствам. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1087
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
612
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1193
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
895

Другие новости