0
3130
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

22.06.2017 00:01:00

Дачная свобода и классная неволя

Антон Зверев

Об авторе: Антон Олегович Зверев – кандидат педагогических наук, журналист.

Тэги: школа, опрос, дошкольники, образование, профессиональные стандарты, инновации


школа, опрос, дошкольники, образование, профессиональные стандарты, инновации В идеале экскурсия в музей и должна стать одной из форм досуга школьников. Фото агентства «Москва»

Несколько лет назад психологи НИУ Высшая школа экономики опросили пяти-шестилетних малышей, еще не призванных в ряды учеников, и не поверили полученным результатам. Получалось, что каждый второй не желает идти в школу! Другая цифра – около 70% дошколят в крупнейших городах уже владеют грамотой. Тогда действительно зачем им торопиться в первый класс?

Сегодня даже самые умные ребятишки лет шести-семи не могут выдержать урока в 45 минут.

Чем вам не новый тренд: уже и дошкольники не любят школу, едва ее выносят, говорят об этом честно, без стеснений. А что же тогда они любят? Можно предположить: предаваться дачным и каникулярным радостям, играть, творить, испытывать и развивать свои способности. В общем, предпочитают внеурочный образ жизни.

Бедные первоклассники! Они еще не знают, что педагогической науке удалось преодолеть и этот вековой разрыв – между свободой дачи и неволей класса. Поясним: обязаловка, то есть занятия без выбора, и внеурочка в школе более не антиподы, а синонимы. Благодаря самоотверженному вкладу Института развития образования (ФГАУ «ФИРО») сей инновационный тезис получил теперь почти документальное обоснование и вскоре будет принят к реализации.

Якобы ситуация с детским досугом теперь обстоит так. Убедившись, что группа юных моряков (дизайнеров, танцоров, программистов) сформирована, руководитель плотно прикрывает дверь своего творческого объединения, которое в ту же минуту превращается… Да, в самый обычный класс! Вот вам и вся формула каникулярного счастья: учитель говорит (поет, танцует, выпекает булку, чинит оборудование), а ребята впитывают новые умения и компетенции.

Разницы между школьной «каторгой» и клубным «самотеком» больше нет.

Воображаю себе эту картину: уставшие после обязательных уроков вползают (важное слово!) малыши в клубное пространство. Там их дожидаются специалисты из ФИРО, вооруженные последними инструкциями на предмет освоения «нормативно установленных результатов дополнительных общеобразовательных программ».

Но подумаем, так ли заведомо унылы и пресны взаимоотношения ребенка и свободы? И не грозит ли подкупающая простота свершений федерального института, якобы «развивающего образование» (а не ребенка, заметьте!), новыми травмами для общества и школы?

Действительно, после того как школьник выбрал себе занятие по интересу, свобода ему ни к чему, казалось бы. В дело опять вступает (следуя версии ученых) дидактическая мельница Яна Амоса Коменского – копия мельницы его отца в местечке Нивнице в 100 километрах от Вены.

Глядя, как зерновые массы превращаются в полезную продукцию, будущий классик предложил впервые испытать отцовский агрегат на детях из гимназии Шарош-Патак. Это мы тоже помним из учебников по педагогике.

Школа Коменского отлучила юных портняжек, бизнесменов, конюхов и поваров от экономики домашних студий и кружков. Из их закрытых ртов и онемевших тел она сложила экономику первого в истории конвейера – классно-урочного. Где человека, как судно на стапеле, собирают из уроков и предметов. Вышибла дурь из голов. И только тогда, уже строго по Марксу, с легкостью обратила homo sapiens в живой придаток к настоящей неживой машине на реальном производстве.

Вплоть до недавних пор экологическая катастрофа по имени «школа Коменского» (его портрет и ныне украшает главный холл во ФГАУ «ФИРО») выдавалась за крупнейшее завоевание цивилизации. Но так ли это?

Разве не очевидна разница между семейной мастерской и школой, где ребенок для учителя то же зерно, которое нужно размолоть до установленной кондиции? Детская студия-семья, напротив, тем и дорога, что видит в маленьких – людей, имеет дело с их талантами и опытом. Постоянно обрастая новыми людьми, идеями, проектами.

Мало того, оглядываясь далеко назад, оказывается, что ведь и школа еще со времен античности тоже была вольной тусовкой, клубом. Само понятие schole с греческого означает «досуг», «время для поиска себя».

Школу и до сих пор сближает с клубом схожая технология общения, обмена опытом: младший вопрошает, старший отвечает. Классика жанра! Так что от классной зерномолки клуб, по сути, отличает лишь свобода индивидуума присоединяться к любому проекту, программе, наставнику. Она появляется в условиях сквозной стопроцентной открытости всей системы студий и кружков ребенку, его выбору.

Другой вопрос – насколько своевременны все эти рассуждения о клубных нравах и регламентах давно забытых дней? Какое отношение они имеют к современным школьникам?

Оказывается, имеют. Дети устали отбывать годы чудесные в классных комнатах на правах ручной клади. Подчиняться чужим расписаниям, лицезреть учителей, задерганных отчетами, проверками… И вот в конце концов они приходят после класса в клуб. Чтобы просто расслабиться, хоть с кем-то поговорить.

Как бы не так! Отныне главной обязанностью и для педагога дополнительного образования становится обязанность «создавать отчетные и информационные материалы, заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами; предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных лиц».

Это цитата из профессионального стандарта педагога дополнительного образования, с этого года вступившего в силу на всей территории РФ. Вам это ничего не напоминает? Просто дежавю какое-то!

Идея школы-парка, где главным педагогическим методом является «дачная прогулка» пионера по открытым классам и студиям, принадлежит замечательному российскому педагогу Милославу Балабану. 7 июня ему бы исполнилось 90 лет. В этом году отмечают и другую дату – 425 лет со дня рождения Яна Амоса Коменского (1592–1670). Два этих имени (отца конвейерной экономики и ее реформатора) символизируют два принципиально несовместных вектора развития российского образования.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1407
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2868
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2373
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
2098

Другие новости