Фото Gettyimages
Раздосадованный заметным снижением выявляемости фактов коррупции, генпрокурор России Юрий Чайка в очередной раз пожурил правоохранителей, отчего-то не торопящихся сажать нечистых на руку региональных чиновников. А аппетиты последних, судя по приведенной им информации, только растут. В частности, за минувшие полгода прокуратурой было вскрыто 120,4 тыс. нарушений прав предпринимателей и возбуждено 57 уголовных дел. При этом на 60% возросло количество преступлений о воспрепятствовании предпринимательской деятельности. Большая часть поступивших от бизнесменов жалоб касалась незаконного отчуждения имущества, необоснованного уголовного преследования и административного давления. «Средний размер полученной взятки по Москве составил 614 тыс. руб.», – заявил на недавней коллегии столичного главка МВД его глава Олег Баранов.
Недовольство надзорного ведомства вполне обоснованно: общее количество зарегистрированных должностных преступлений (гл. 30 УК РФ) сократилось почти на 45% (до 8 тыс.), из которых немногим более тысячи были совершены в крупном или особо крупном размерах. В свою очередь, из 3,8 тыс. фактов взяточничества «крупняка» набралось всего 940, а посредничества – менее 500. На этом фоне обескураживает производительность правоохранителей в плане выявления мелких взяток (до 10 тыс. руб.) – 3,2 тыс. Среди отечественных антикоррупционеров за первое полугодие отличилась лишь ФСБ России, улучшившая свои показатели на 1,5% (до 1,2 тыс. выявленных преступлений).
Одновременно с этим в Госдуму аккурат под занавес весенней сессии полились рекой законопроекты по обузданию коррупции в стране. Так, правительство предложило расширить круг юридических лиц, которые должны нести административную ответственность за подкуп чиновников (ст. 19.28 КоАП РФ), за счет аффилированных или дочерних предприятий. Озабоченность кабмина очевидна: за 2014–2016 годы по данной статье наказали всего 1077 компаний, а с начала этого года – 60.
Самым плодовитым в этом плане оказался депутат-единоросс Анатолий Выборный, курирующий «Молодежный антикоррупционный проект». Вспомнив о ратифицированной Россией конвенции Совета Европы 1999 года об уголовной ответственности за коррупцию и претензиях со стороны контролеров Группы государств против коррупции (ГРЕКО), он решил в очередной раз перетряхнуть и без того распухший Уголовный кодекс. По его мнению, для победы над коррупцией не достает криминализовать злоупотребления национальных и иностранных арбитров (третейских судей), нематериальные взятки (услуга за услугу), а также увеличить срок лишения свободы за неквалифицированное взяточничество до четырех лет для продления срока давности привлечения к уголовной ответственности по нему до шести лет.
Другой законопроект парламентария касается борьбы с так называемыми решальщиками. Речь идет о злоупотреблении влиянием, под которым подразумевается согласие лица использовать свое влияние для принятия решения чиновником. Правда, наказание за столь серьезное, казалось бы, злодеяние будет более чем гуманным – до трех лет лишения свободы со штрафом в размере до 15-кратной суммы взятки, а за предложение взятки за совершение этого деяния – до двух лет со штрафом в 10-кратном размере. Кстати, наказание за посредничество во взяточничестве, включая его предложение и обещание, выглядит куда как строже – до четырех–семи лет с весьма крупным штрафом.
Зачем городить огород, коль скоро спецслужбы и без того справляются с доступными им решальщиками с помощью статьи 159 УК (мошенничество), ибо те в большинстве случаев попросту кидают своих клиентов? Так, в марте вступил в силу приговор в отношении двух пермских бизнесменов Дениса Коровки и Константина Пушкарева, признанных виновными в крупном мошенничестве. Как установил суд, они под предлогом наличия у них связей в местном УФСБ предлагали руководителю бюро судмедэкспертизы за 1 млн руб. решить вопрос о прекращении проводимой управлением проверки его деятельности. По приговору суда оба были оштрафованы по 400 тыс. руб. каждый. И подобных дел по стране хоть отбавляй.
Между тем настоящие рещальщики, добросовестно отрабатывающие полученную мзду, крайне редко оказываются на скамье подсудимых. По данным Следственного комитета России, за последние семь лет (2011–2016) к уголовной ответственности по коррупционным статьям привлекли всего 1256 глав муниципальных образований, 1315 депутатов органов местного самоуправления, 459 следователей и руководителей следственных органов, 369 адвокатов, 94 прокурора, 73 депутата законодательных органов субъектов РФ и 26 судей.
Вряд ли изменит сложившуюся ситуацию и также предлагаемая депутатом Выборновым криминализация обещания, предложения и просьбы принять либо передать взятку (предмет коммерческого подкупа), а также предоставить незаконное преимущество. Виновный всегда сможет соскочить с этих нововведений на упомянутую статью 159 УК, сославшись на банальное желание подзаработать в кризис.
То же самое можно сказать и о «реестре коррупционеров», появление которого ожидается в начале будущего года. Как оказалось, речь идет лишь о чиновниках, уволенных по утрате доверия за несоблюдение существующих ограничений и запретов, требований об урегулировании конфликта интересов. При этом сам факт занесения чиновника в реестр не является основанием для отказа в приеме на новое место работы. Данная информация будет лишь информативным дополнением к резюме кандидата на ту или иную должность. Кстати, такая мера уголовного наказания, как лишение права занимать определенную должность или заниматься той или иной деятельностью, по-прежнему назначается судами весьма избирательно. Так, за прошлый год указанная мера была применена к менее чем 1,4 тыс. осужденных коррупционеров.
Так для чего же затевался весь этот антикоррупционный ремонт? Ответ оказался прост: внести перечисленные поправки рекомендовала ГРЕКО по итогам третьего раунда оценки российского законодательства. А в соответствии с ее уставом за невыполнение рекомендаций предусмотрены санкции, вплоть до направления в страну миссии высокого уровня и опубликования официального заявления о невыполнении ею международных обязательств. Иначе говоря, основная цель описанных новаций – вовсе не нормализация ситуации в стране, а желание избежать очередных европейских санкций. На сей раз за нерасторопную борьбу с коррупцией. Хотя всем и без того это очевидно.