Фото Павла Сарычева\НГ-Online
19 июля 2017 года Госдума приняла закон о введении в четырех пилотных регионах (Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края) курортного сбора. 30 июля этот закон подписал президент России Владимир Путин. Туристический и курортный сборы существуют и за рубежом (сity tax, tourist tax, bed tax, transient visitor tax и т.д.). Но между зарубежным опытом его применения и российским законопроектом существуют серьезные расхождения.
Российский закон предусматривает, что курортный сбор накладывается на каждого отдыхающего старше 18 лет, поселившегося в гостинице или санатории. Максимальный размер сбора установлен с 1 мая 2018 года в 50 руб., а на следующий год – 100 руб. за день. Через пять лет правительству предстоит решить, распространять ли сбор на все регионы России.
В Европе туристические центры уже сформировались. Наплыв туристов в них очень большой. Его надо регулировать. Курортный сбор и служит таким инструментом. В наиболее посещаемых местах сбор повышают, чтобы переориентировать турпотоки на менее посещаемые места, часто расположенные совсем неподалеку. В Венеции туристический сбор велик, на островах Венецианской лагуны пониже, а на материке почти наполовину ниже. В России задача состоит не в перераспределении туристов, а в их привлечении. Введение курортного налога усиливает для них привлекательность зарубежных мест отдыха. В применении закона о курортном сборе более всего заинтересованы наши соседи по Черному морю.
Мировые туристические центры посещают в основном иностранцы. На курорты России едут в основном россияне. В России курортный сбор будут брать с собственных граждан за отдых в собственной стране.
Курортный сбор за рубежом дифференцирован по классам отелей и средств размещения. В хостеле или кемпинге он ничтожно мал, а в пятизвездочном отеле может достигать и 7–10 евро. В России курортный сбор повсюду одинаков. Постояльцы пятизвездочных отелей заплатят столько же, сколько малообеспеченный отдыхающий.
За рубежом налог на отдых уплачивается не за весь период пребывания туриста в средстве размещения, а только за период, установленный для него законодательством. Например, в Венеции он взимается за первые пять ночей подряд, в Риме – за первые десять ночей, в Каталонии размер сбора не может превышать семи ночей. В России законопроект предусматривает взимать курортный сбор за все дни пребывания отдыхающего на курорте.
В европейской модели туристского сбора все поступившие средства зачисляются в муниципалитеты тех конкретных городов, поселков и сел, где находятся отели и пансионаты. Поэтому наиболее заинтересованы во вводе туристского сбора муниципалитеты именно малых городов. Но в России деньги с граждан за курортный сбор закон направляет не в бюджеты муниципалитетов, а в бюджеты субъектов Федерации.
Россия на рубеже веков значительно сократила число взимаемых сборов с населения в рамках проведенной налоговой реформы. Нужно ли опять стремиться к их расширению?
Нагрузка по обеспечению собираемости курортного сбора ляжет на гостиницы и санатории. На частников закон о курортном сборе не распространяется. В то же время на частный сектор приходится до двух третей отдыхающих в России. Из 14 млн отдыхающих в Краснодарском крае в 2015 году на организованный сектор приходилось примерно 4,5 млн туристов, около трети турпотока. В частных гостевых домах, мини-гостиницах и квартирах, сдаваемых в наем, поселилось около 6 млн отдыхающих. В Евпатории из 750 тыс. отдыхающих свыше 500 тыс. размещается в частном секторе.
Отследить сдающих жилплощади отдыхающим, в общем-то, можно по косвенным признакам: затратам на электроэнергию, частоте мобильных разговоров, геотегированию. Ориентировать затем по этим данным участковых. Но не окажется ли инспекционный режим настолько дорогостоящим, что существенная часть самих сборов уйдет на их взимание?
А еще есть совсем «дикие» туристы, кочующие в палатках по берегам морей, озер и рек. Горы мусора – в основном их рук дело. Но проект закона не предусматривает возможность взимания с них средств.
Идеология определяет, что правильно и что неправильно. Если человек для государства, то, безусловно, введение курортного сбора правильно. Опыт курортного сбора следует тогда распространить на всю Россию. Больше всего туристов приезжает в Москву, Московскую область и в Санкт-Петербург. Туристический сбор следует собирать и там. Нужен тогда пляжный и грибной сборы, налог на поддержание правопорядка, посещение парков и скверов и так далее вплоть до налога за выход на улицу.
Но если государство для человека, тогда идеология совсем иная. Тогда присутствует осознание, что любой сбор при стагнации доходов тяжело и негативно воспринимается населением. Тем более опасны поборы с малоимущего населения. Многие из них едут не столько отдыхать, сколько лечиться или оздоравливать детей.
Вложение в отдых – одно из самых эффективных вложений для государства, которое для человека. Потому что идет на оздоровление людей. Они потом меньше болеют. А это уже достояние не только бюджета. «Здоровье народа – достояние нации» – бытовал когда-то лозунг.
Для авторитета любого государства конструирование своего притягательного портрета сегодня становится поважнее укрепления военно-экономического могущества. На цели рекламирования России в мировом туристском пространстве выделяется 5 млн евро в год, а по европейским странам в среднем составляет около 30 млн евро. Образ территории в эпоху рыночных отношений выступает решающим фактором решения любых задач, связанных с выбором в пользу той или иной территории. Тогда и без всяких сборов доходы от туризма возрастут.