0
4264
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

05.09.2017 00:01:00

Cпорные острова опережающего развития

Валерий Кистанов

Об авторе: Валерий Олегович Кистанов – руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: тор, южные курилы, япония, синдзо абэ, внешняя политика, спорные острова


тор, южные курилы, япония, синдзо абэ, внешняя политика, спорные острова Фото пресс-службы Президента РФ

На полях Восточного экономического форума, который 6 сентября открывается во Владивостоке, запланирован очередной российско-японский саммит. Это будет уже 19-я встреча президента Владимира Путина и премьер-министра Синдзо Абэ, где обсудят весь спектр отношений России и Японии, а также насущные международные проблемы, в первую очередь – взрывоопасную обстановку на Корейском полуострове.

Однако для японской стороны встречи в верхах представляют особый интерес с точки зрения перспектив возвращения четырех островов Южных Курил («северных территорий», по японской терминологии). На сегодняшний день заключение мирного договора с Россией (эвфемизм, означающий решение территориальной проблемы на приемлемых для Токио условиях) является наибольшим внешнеполитическим приоритетом Абэ. С целью сдвинуть с мертвой точки территориальные переговоры с Москвой он в мае прошлого года в рамках провозглашенного «нового подхода» предложил Путину состоящий из восьми пунктов план экономического сотрудничества, главным образом на Дальнем Востоке. Расчет делается на то, что руководство РФ по достоинству оценит протянутую Японией руку помощи в условиях тяжелого экономического положения в стране, вызванного падением цен на нефть и западными санкциями, и смягчит свою позицию в территориальном споре. При этом санкции самого Токио остаются за скобками переговоров. Может, потому, что имеют больше характер откупных Вашингтону и Брюсселю и не наносят серьезного ущерба экономике России.

В ходе визита Путина в Японию в декабре прошлого года было подписано около 80 документов о сотрудничестве общей стоимостью 2,5 млрд долл. Правда, результаты визита вызвали разочарование в японских СМИ и экспертной среде. Критики, в том числе в недрах правящей Либерально-демократической партии, считают, что Абэ дал Путину слишком много в плане экономики, но не получил взамен никаких территориальных дивидендов. Однако это не совсем так.

Была достигнута принципиальная договоренность о совместной хозяйственной деятельности России и Японии на спорных островах. Ее следует рассматривать как уступку российской стороны хотя бы в свете того, что история не знает примеров совместного освоения территорий, владение которыми перешло от одной страны к другой по итогам войны. Ведь и речи нет о совместной экономической деятельности, например, Японии и Китая на островах Сенкаку (контролируются Японией, но оспариваются Китаем, называющим их Дяоюйдао) или Японии и Южной Кореи на островах Токто (контролируются Южной Кореей, но оспариваются Японией, называющей их Такэсима).

В этом году представители МИДов и других ведомств России и Японии в разных форматах вели за закрытыми дверями сложные переговоры о практической реализации договоренности российского и японского руководителей. Были намечены сферы совместной экономической деятельности на Южных Курилах и представлены пространные списки конкретных проектов. А на самих островах этим летом успела побывать внушительная японская делегация представителей госструктур и частного бизнеса. Однако, судя по всему, окончательной договоренности до сих пор не достигнуто. Как водится, дьявол кроется в деталях.

Такой деталью, в частности, оказался вопрос о том, на основе законодательства какой страны осуществлять совместное с Японией хозяйствование на островах. Установка Москвы понятна – оно должно соответствовать законодательству РФ. А вот позиция Токио носит замысловатый характер: совместная деятельность должна осуществляться на основе не российских, но и не японских законов. Для этого должен быть создан «особый режим», который не наносил бы ущерба суверенитету над островами ни одной из сторон. Согласие на работу на Южных Курилах на основе российских законов, как считают в Токио, означало бы фактическое признание Японией российского суверенитета над «северными территориями».

Следует заметить, что договоренность Путина и Абэ японская сторона трактует как согласие российской стороны на «особый режим». Этот посыл регулярно фигурирует как в высказываниях официальных лиц, включая Абэ, так и в материалах японских СМИ. Однако, похоже, есть расхождения в трактовке упомянутой договоренности. Так, выступая на заключительной пресс-конференции после декабрьской встречи с Путиным в Токио, Абэ сказал (цит. по сайту кремлин.ру): «Я договорился с президентом России о том, чтобы создать особый режим для налаживания совместной хозяйственной деятельности на этих островах. Мы об этом договорились. Эта совместная хозяйственная деятельность будет осуществляться не в ущерб позициям обеих сторон по проблеме мирного договора».

А вот слова российского президента на той же пресс-конференции: «Если мы сделаем правильные шаги в направлении плана, предложенного премьер-министром (он предложил создать отдельную структуру по хозяйственной деятельности на островах (курсив наш. – В.К.), заключить межправсоглашение, отработать механизм взаимодействия), на этой базе (сможем? – В.К.) формировать такие условия, которые позволили бы нам добиться окончательного решения по мирному договору».

О том, что подводный камень в виде правовой основы совместной экономической деятельности Москве и Токио пока обойти не удалось, косвенно свидетельствует тот факт, что 23 августа премьер Дмитрий Медведев, пребывая на Сахалине, сообщил, что он подписал решение о создании новой территории опережающего развития (ТОР) – «Южные Курилы». При этом он никак не соотнес это решение с идеей совместного с Японией освоения островов. А ведь еще в марте полпред президента в ДФО Юрий Трутнев на том же Сахалине предупреждал, что если Япония будет медлить в вопросе совместного освоения Курил, мы создадим на островах ТОР самостоятельно. И добавил: «Курилы будут развиваться – с Японией или без нее».

Известие о создании ТОР «Южные Курилы» вызвало в японских СМИ волну негодования. Красной нитью по этому поводу проходит тезис о том, что односторонние действия России идут вразрез с договоренностью Путина и Абэ, что совершенно недопустимо. Удастся ли двум лидерам изгнать дьявола из деталей их прошлогодней договоренности, возможно, станет ясно во Владивостоке.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1303
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
836
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1576
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1529

Другие новости