3
3891
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

18.01.2018 00:01:00

Избирательное право, Конституция и правовая реформа

В тексте Основного закона есть возможность учесть опыт государственного строительства за 25 лет

Алексей Кавецкий

Об авторе: Алексей Борисович Кавецкий – кандидат юридических наук, адвокат, публицист.

Тэги: выборы, президент, кандиадаты, избирательное право, ограничения, правовое регулирование


выборы, президент, кандиадаты, избирательное право, ограничения, правовое регулирование Фото агентства городских новостей "Москва"

Обратите внимание: прошедший 2017 год был насыщен значимыми юридическими событиями – ряд уголовных дел (судебных процессов), вновь принятые законы по очень важным темам, эксцессы в сфере международного права… И под самый занавес – применение норм избирательного права в отношении некоторых «кандидатов в кандидаты» (в частности, Алексея Навального). Предмет этих заметок – именно последний сюжет – правовое регулирование ограничений для регистрации в качестве кандидата на избрание президентом.

Узнав об отказе ЦИКа зарегистрировать некоторых граждан на основании наличия непогашенной судимости, перечитал и соответствующие статьи Конституции, и комментарии к ним, и постановления Конституционного суда, и федеральные законы в части этой проблемы. И сделал для себя несколько выводов.

Первое. Проблема существует. Назвать ее коллизией трудно. Это – рассогласованность текстов статей – ч. 2, ч. 3 ст. 32 и ч. 2, ч. 3 ст. 81 Конституции. (Напомню читателям, что ч. 3 ст. 32 перечисляет ограничения на всеобщее декларируемое право «быть избранным» в любые органы государственной власти – недееспособность гражданина и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда; а ч. 2 и ч. 3 ст. 81 – ограничения для замещения должности президента – возраст не менее 35 лет, «стаж» постоянного проживания в РФ не менее 10 лет, избрание в третий раз подряд.) И они соотносятся, на мой взгляд, как общая и специальная нормы – ситуация, хорошо известная многим отраслям права: уголовного, гражданского, процессуального.

Хорошо исследованы и механизмы применения таких норм. Приоритетом является применение специальной нормы, регулирующей более частные, «узкие» ситуации. При этом законодатель, дабы предвосхитить ненужные конфликт и конкуренцию, всегда указывает на взаимосвязь таких статей, подчеркивает их соотношение, дополняющий, конкретизирующий характер. Примеров тому много в любом отраслевом кодексе. Однако в тексте Конституции этого важнейшего разъяснения нет! Зачем понадобилось сталкивать лбами» две статьи одного закона? Тем более – Основного!

Второе. Я достаточно хорошо (насколько мне позволяет образование и опыт, практика) понимаю, что Конституция – это в значительной степени политическая декларация, которая не может быть нагружена юридически-техническими формулами. Особенно главы, закрепляющие основы строя (глава 1) и основные права человека и гражданина (глава 2). Кроме всего прочего Конституция должна быть торжественно-привлекательная. Значит, должна быть одна статья, которой бы регламентировались возможность и порядок принятия законов, ограничивающие права и свободы; указывались институты, которые могут принимать толкования, носящие ограничительный характер. И здесь тоже можно встретить некоторые неясности.

Так, ч. 3 ст. 56 перечисляет статьи, в которых закреплены права и свободы, не подлежащие ограничению (право на жизнь, защита достоинства, тайна личной жизни и др.). Из этого можно сделать вывод, что не упомянутые в ст. 56 права и свободы допускают ограничения. Но относится ли эта возможность к правам и свободам, сформулированным в статьях, расположенных после статьи 56? К той же статье 81, где говорится о выборах президента? И почему некоторые статьи, например 29 (право на информацию), 62 (вопросы гражданства), содержат возможность принятия регламентирующих законов, а иные статьи – не содержат (например, статья 31, закрепляющая право граждан на митинги и демонстрации)?

Третье. Сложилась устойчивая традиция конструкций правовых норм, в которых присутствуют перечисления. Например, статья 63 Уголовного кодекса, перечисляющая обстоятельства, отягчающие уголовное наказание. Все знают, что этот список исчерпывающий. Других быть не может. И наоборот – статья 61, перечисляющая обстоятельства, смягчающая наказания, содержит запись: «При назначении наказания могут учитываться в качестве смягчающих и обстоятельства, не предусмотренные… настоящей статьей». Тоже понятно – список «открытый».

Почему в Конституции возникло два списка ограничений и нет указаний на их «открытость» либо «закрытость»? А ведь это одно из основных прав гражданина! Любая неточность, некорректность – потенциальное основание для конфликтов!

Часто политики и юристы – в том числе именитые, выдающиеся, например председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, – произносят фразу: «Конституция живет в законах…» Получается вроде бы без законов и нет вовсе Конституции? Думается, более точно юридически должна звучать фраза «законы живут Конституцией»!

Четвертое. Мне уже доводилось много раз писать о необходимости максимально упрощать тексты законов, не применять омонимы, при малейшем сомнении использовать разъяснительные конструкции, соблюдать лингвистические традиции. Это вполне относится и к тексту Конституции. Разве не казус: название главы 9-й содержит термин «поправка». Откуда он взялся в нашем языке законов? Мы заимствовали из американского лексикона слово «emend» и устоявшийся его перевод на русский как «поправка». Но в словарях есть и другие переводы, более характерные для наших юридических текстов, – например «уточнение». Не говоря уже об «изменениях» и «дополнениях»…

Я хорошо помню ситуацию, в которой принималась ныне действующая Конституция. Конец 1993 года. Острейший политический кризис. Работа Верховного Совета, Конституционного суда приостановлены. Крайняя спешка. Сейчас другая ситуация. Есть возможность еще раз вернуться к тексту Конституции, спокойно отредактировать его, устранить неточности, многозначности, учесть накопленный опыт государственного строительства за 25 лет. Кстати, этот юбилей – повод воздать должное независимой позиции Конституционного суда образца 1993 года! Независимости как принципа!

Я не сомневаюсь, что в предвыборных дебатах примут участие не только записные ораторы на любую тему, но и наши ведущие специалисты конституционного права и помогут политикам сформулировать программные положения в части правовой реформы в целом и в сфере конституционного права в частности.

Надо постараться сделать так, чтобы официальные толкователи Конституции не «выявляли конституционный смысл» той или иной нормы (как это пишется в постановлениях Конституционного суда), как будто он,  этот «конституционный смысл», скрыт плотной интеллектуальной завесой и недоступен для понимания юристом средней руки. Надо просто применять Конституцию в конкретном деле, устраняя судебные ошибки, которые тоже имеют, к сожалению, право на (временное) существование…   



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(3)


retrograd retrograd 13:10 18.01.2018

"Первое. Проблема существует. Назвать ее коллизией трудно. Это – рассогласованность текстов статей – ч. 2, ч. 3 ст. 32 и ч. 2, ч. 3 ст. 81 Конституции. (Напомню читателям, что ч. 3 ст. 32 перечисляет ограничения на всеобщее декларируемое право «быть избранным» в любые органы государственной власти – недееспособность гражданина и нахождение в местах лишения свободы по приговору суда; ..."***Замечу, что понятие "места лишения свободы" трактуется автором (и не только им) чисто на "бытовом" уровне.

retrograd retrograd 13:15 18.01.2018

Для граждан, которым, в ЦЕЛЯХ ИСПРАВЛЕНИЯ, судом назначена УСЛОВНАЯ мера уголовного наказания, помянутыми "местами лишения свободы" может быть и"отдельная городская квартира", в которой должен находится осуждённый, в течение действия условного срока, или даже часть территории, которую он не может покидать, без разрешения органов, надзирающих за его поведением, в течение условного срока ...

retrograd retrograd 13:25 18.01.2018

Таким образом, учреждения ФСИН, являются "местами лишения свободы" ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для лиц, которым суд назначил РЕАЛЬНОЕ лишение свободы. А для лиц, осуждённык к УСЛОВНОМУ наказанию, "местом лишения свободы" может быть, любой "объект" или "территория" в пределах которой УСЛОВНО осудённый ДОЛЖЕН находиться и ОТМЕЧАТЬСЯ, в течение срока отбытия наказания. И НЕТ "ПРОБЛЕМЫ". Тем более "конституционной" ...



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
461
КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

КПРФ вынуждена признать ЛДПР основным соперником на выборах

Дарья Гармоненко

Электоральные и политические реалии отменяют борьбу с "Единой Россией" как минимум до 2026 года

0
395
Зеленский призвал Навроцкого укреплять друг друга

Зеленский призвал Навроцкого укреплять друг друга

Наталья Приходко

Киевские СМИ напомнили, что новый президент Польши выступал против приема Украины в НАТО

0
516
Эксперимент с выборными судьями в Мексике идет с переменным «успехом»

Эксперимент с выборными судьями в Мексике идет с переменным «успехом»

Данила Моисеев

Реформу продолжают критиковать после низкой явки избирателей

0
426

Другие новости