Фото Lt. David Babka/пресс-служба МО США
В порт Дананга в сопровождении эскорта кораблей 7-го Тихоокеанского флота США с «визитом вежливости» прибыл авианосец Carl Vinson. Он уже больше двух месяцев несет боевое дежурство в Южно-Китайском море и 16 февраля побывал в порту Манилы. Заход в Дананг крупнейшего атомного авианосца США стал первым после окончания войны в 1975 году.
Уникальная глубоководная бухта Дананга имеет стратегическое значение. Владение ею позволяет контролировать почти всю акваторию Южно-Китайского моря. Порт Дананга является открытым, и туда регулярно заходят на отдых или мелкий ремонт как торговые, так и военные корабли различных стран, в том числе российские. Эту бухту не надо путать с находящейся в 300 милях южнее бухтой Камрань, где в годы войны находилась крупнейшая база ВВС США, а потом несколько лет была база СССР. Теперь это база Вьетнама, куда имеют право в любое время с разрешения властей заходить только российские корабли. Но находиться там постоянно не могут и они. Китайским и американским кораблям позволен только один визит в год.
После нормализации отношений в 1995 году в Дананге уже много раз бывали военные корабли США, в том числе авианосцы John C. Stennis и George Washington, но они оставались на рейде и непосредственно к причалу не подходили. На этот раз Carl Vinson будет стоять у причала до 9 марта. Это позволит провести различные показательные мероприятия и благотворительные акции вроде посещения госпиталя, где до сих пор находится немало пострадавших от применения американской авиацией в годы войны «оранжевого вещества» (диоксина). Пройдут спортивные соревнования, выступления вьетнамских артистов на борту и т.п.
Вокруг этого визита в американских СМИ идет шумная пропагандистская кампания, призванная показать, как далеко ушли обе страны от непримиримой вражды и ненависти с того времени, когда именно в Дананге в апреле 1965-го высаживались американские войска, развязавшие 9-летнюю кровопролитную войну. И при этом убедить мир, что США сегодня придают особое значение сотрудничеству с Вьетнамом в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) на фоне растущего соперничества Ханоя с Пекином.
Выступая перед журналистами на борту авианосца, контр-адмирал Брайант Фуллер сказал, что боевая группа кораблей «выполняет особую задачу в Южно-Китайском море». Она состоит в том, чтобы продемонстрировать мощное военное присутствие США и опровергнуть распространившееся мнение, что президент Дональд Трамп, увлекшись проблемой Северной Кореи и торговыми противоречиями с Китаем, будто бы закрыл глаза на прочие страны АТР.
Со своей стороны, Вьетнам в сложившейся для него обстановке территориального спора с Китаем должен быть вроде заинтересован в том, чтобы США и другие страны, соперничающие с Пекином, наращивали свое присутствие в регионе. Но, если верно, что география – это судьба, то она научила руководство страны чувству меры, дипломатической гибкости и мастерскому балансированию между великими державами, не переступая ту грань, за которой на многострадальную землю Вьетнама вновь обрушится бедствие войны.
Вьетнамская пословица гласит: «Дракон за дверью должен спать спокойно». Поэтому Ханою также необходимы мир и стабильность в регионе. И сейчас, когда Трамп объявил Китай и Россию главными стратегическими противниками США и пытается сколотить в регионе военно-политический альянс в виде «четырехстороннего стратегического диалога» США, Японии, Индии и Австралии, перед Вьетнамом, как и перед другими странами АСЕАН, опять возникла угроза стать пешкой в опасной игре великих держав.
Вьетнамское руководство давно установило для себя рамки самостоятельной и многовекторной внешней политики как надежного и уважаемого члена мирового сообщества. Это принесло ему немало крупных успехов, что подтвердил прошедший в ноябре 2017 года в том же Дананге 25-й саммит АТЭС. В ее основе лежит проверенный временем принцип «Три нет», означающий недопущение создания иностранных баз на своей территории, неучастие ни в каких военных блоках и незаключение союза ни с одной страной, направленного против другой. Он подтвержден решениями XII съезда КПВ (январь 2016 года), и нет никаких признаков того, что избранное съездом руководство Компартии собирается от него отказаться.
США подталкивают Вьетнам к расширению его арсенала вооружений и отказу от России как главного их поставщика. Они сняли запрет на продажу оружия Вьетнаму, передали ему один сторожевой корабль береговой охраны типа Hamilton, несколько катеров, эксплуатировавшихся в Японии, и продали несколько разведывательных дронов. Однако никаких значительных закупок пока произведено не было. Российские вооружения, во-первых, дешевле, во-вторых, привычны для вьетнамской армии, а в-третьих, не подвержены риску блокады в случае развертывания очередной кампании критики состояния дел с соблюдением в стране прав человека. Кстати, для вьетнамцев, желающих овладеть русским языком, чтобы элементарно объясняться во время чемпионата мира по футболу в России, в конце месяца в Ханое будут открыты экспресс-курсы.
Вьетнам с самого начала проявляет осторожность и сдержанность в военном сотрудничестве с США. Каждый его шаг в этом направлении прежде всего служил сигналом Пекину: давайте лучше дружить и решать споры за столом переговоров. В этом смысле предстоящий прием американского авианосца в Дананге – знакомая по XIX веку «дипломатия канонерок», но в обратном смысле. Если 150 лет назад заход французских кораблей в бухту Дананга завершился завоеванием Вьетнама, то нынешний «визит вежливости» авианосца США в этот же порт означает использование ВМС одной великой державы в стратегии противостояния другой. Но для всех было бы лучше, чтобы эти игры прекратились, а стороны нашли приемлемое для всех решение спорных проблем.
комментарии(0)