0
5664
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

14.10.2018 20:27:00

Что тянет к земле российский дрон-рейсинг

Беспилотники оказались в сфере ответственности сразу нескольких министерств и агентств, но отрасль тормозят пробелы в законах и отсутствие единой стратегии развития

Николай Ряшин

Об авторе: Николай Дмитриевич Ряшин – эксперт в сфере использования беспилотных летательных аппаратов.

Тэги: авиация, гражданские беспилотники, бпла, япония, moscow drone festival, воздушный кодекс, рейсинг, инвестиции, Минэкономразвития, Минспорта, минтранс


авиация, гражданские беспилотники, бпла, япония, moscow drone festival, воздушный кодекс, рейсинг, инвестиции, Минэкономразвития, Минспорта, минтранс Фото с сайта Moscow Drone Festival /http://moscowdronefestival.ru/

Глобальный рынок гражданских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) стремительно развивается: дроны интересны и правительственным организациям, и бизнесу. Коптеры уже занимаются аэрофотосъемкой, экологическим мониторингом, инспекцией местности и объектов инфраструктуры, в планах – аэротакси, доставка товаров и посылок. Так, правительство Японии намерено разрешить использование грузовых дронов в малонаселенных районах страны: это компенсирует недостаток рабочего персонала и хотя бы частично решит проблему доставки гуманитарной помощи во время стихийных бедствий. В России же полеты дронов по-прежнему строго регламентированы, причем пока запрещено гораздо больше, чем разрешено.

В конце лета в небе над «Лужниками», под эгидой Всероссийского физкультурно-спортивного общества «Трудовые резервы», проводился Moscow Drone Festival – крупнейший в стране фестиваль беспилотников. Недалеко от центра столицы, в зоне, обычно закрытой для полетов, соревновались десятки коптеров, пилотируемых в том числе рейсерами из-за рубежа. Был создан прецедент, причем едва ли не самый заметный на пути к «либерализации» использования БПЛА в России. Но пока развитие отрасли в РФ сдерживается сразу несколькими факторами.

В первую очередь пробелами в законодательстве. Правовой статус БПЛА находится в стадии обсуждения и корректируется достаточно часто. Первые поправки в Воздушный кодекс РФ, в соответствии с которыми все беспилотников весом от 250 г до 30 кг требовали государственной регистрации, были внесены в 2016 году. А осенью 2018 года правительство подготовило проект постановления, согласно которому планирует разрешить «неучтенные» полеты на высоте до 150 м – в зоне визуальной видимости пилота. Однако вопросы о других классификациях беспилотных аппаратов – например, по грузоподъемности или типу навесного оборудования – по-прежнему остаются за рамками правового поля. Например, для того чтобы провести недавние соревнования дронов, Минспорт в ноябре 2017 года включил во Всероссийский реестр видов спорта новую дисциплину – дрон-рейсинг (класс F-3U). И хотя гонки коптеров получили официальный статус, теперь стала очевидна потребность в пилотах, способных сформировать национальную команду для участия в крупнейших международных соревнованиях. Из «хобби после работы» дрон-рейсинг превратился в профессиональный спорт, развитие которого требует системного подхода, которого пока тоже нет.

Впрочем, отсутствие единой стратегии действий характерно не только для дрон-рейсинга, но и для рынка БПЛА в целом. В России отсутствуют институты, в ведение которых можно было бы передать единоличное регулирование этой отрасли. Использование гражданских дронов – сфера пересечения интересов Минэкономразвития, Минспорта, Минтранса и сразу нескольких федеральных агентств. Тем не менее финансирование разработок в сфере беспилотного транспорта по-прежнему остается прерогативой бизнеса. Вектор развития коммерческих дронов нацелен на оптимизацию программного обеспечения для различных функций и задач во всех сегментах экономики. Но чаще всего инвестиции в БПЛА носят эпизодический характер и направлены преимущественно на решение тактических задач.

Фактором сдерживания роста рынка служит и проблема безопасности. Ответственность за полеты могли бы нести владельцы дронов, но из-за несовершенства законодательства большинство из них остается в серой зоне. Выйти из нее – значит принять определенные обязательства, фактически не имея никаких прав. Согласны на это немногие. В контексте дрон-рейсинга ситуация выглядит чуть лучше: зоны полетов строго регламентированы, аппараты – зарегистрированы, а пилоты обладают достаточной квалификацией. Но, например, обучение управлению коптером до недавнего времени было сопряжено с рисками, в первую очередь с рисками безопасности. Начинающим пилотам необходимо где-то тренироваться, и в отсутствие площадок они были вынуждены «летать» на необорудованных пространствах, подвергая опасности жизнь и здоровье людей. Впрочем, с присвоением дрон-рейсингу статуса спортивной дисциплины эта проблема частично решается благодаря специализированным школам, которые появляются в РФ.

Несмотря на пробелы, контекст для развития как дрон-рейсинга, так и отрасли в целом задан. Беспилотникам уделяется достаточно внимания – в большей степени военным, чем гражданским, – но даже такая сегментация идет на пользу: возникает своеобразный обмен опытом, благодаря которому формируются специальные требования к коммерческим дронам. На рынок выходят новые игроки – производители программного обеспечения, сервисные и страховые компании. Дроны «влетают» во все сферы общественной жизни, как когда-то «влетели» в профессиональный спорт. Вопросы перед законодателями и инвесторами поставлены. Ждем ответов.     


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков. На G20 Си Цзиньпин внес пять рекомендаций по улучшению глобального управления

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 25.11.24

0
2654
В России списывают все больше долгов в обмен на инвестиции

В России списывают все больше долгов в обмен на инвестиции

Михаил Сергеев

Чиновники следят за ростом капвложений в соседних регионах

0
1936
В успех экономики Таджикистана трудно поверить

В успех экономики Таджикистана трудно поверить

Андрей Захватов

Ожидается, что темпы роста в 2024 году опять представят высокими

0
4259
Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Пекин вытесняет Вашингтон из Южной Америки

Владимир Скосырев

Китай решил продемонстрировать, что для Бразилии он не просто инвестор, но и партнер

0
4194

Другие новости