Фото Reuters
Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш бьет тревогу: управляемой им организации не хватает средств для осуществления прописанной в уставе деятельности. Страны – члены ООН не платят взносы в ее бюджет, и ситуация усугубляется с каждым годом. «У нас нет средств для решения многих важных вопросов международной повестки, и наша финансовая ситуация в этом году станет еще более напряженной», – заявил генсек.
С чем же связан тот факт, что огромной ооновской машине, в которой трудится более 100 тыс. человек (без миротворческих миссий), не хватает средств? Причин тому несколько, но все они так или иначе связаны с существенным падением престижа ООН в мировом масштабе. С одной стороны, все страны – члены этой организации (а их 193) понимают, что, пока ничего «вместо ООН» не создано, надо работать и взаимодействовать именно в ее рамках.
Соответственно бесконечно жаловаться на то, что ООН неэффективна и беспомощна, совершенно бессмысленно. Организация существует не сама по себе, а любое ее бездействие или невозможность повлиять на разрешение тех или иных проблем – полностью вина самих стран-членов. А точнее – наиболее влиятельных и вносящих наибольший финансовый вклад в бюджет ООН государств.
Поскольку эти поступления резко сократились, то в этом году по решению руководства организации не будет найма новых сотрудников, поездки чиновников будут резко сокращены, и планируется осуществлять их только в случае крайней необходимости. Прекращена будет также закупка товаров и услуг для нужд ООН, не будет привлечения экспертов и консультантов, плюс прекращено строительство новых зданий представительств, кроме тех, где дешевле стройку все же закончить, чем законсервировать.
Резко будут сокращены и расходы на электроэнергию и коммунальные услуги, а также на обеспечение безопасности (что серьезно скажется на безопасности сотрудников организации в зоне как миротворческих операций, так и там, где политическая обстановка остается крайне нестабильной).
Главной же причиной всему этому является нежелание целого ряда стран платить годовые взносы. На данный момент только 58 из 193 стран-членов заплатили их полностью. За прошлый год ООН получила лишь 82,3% необходимых финансовых средств – а это самый низкий показатель за последние пять лет.
По словам Гутерриша, ведомой им организации не хватает 859 млн долл. в бюджете, недополученных из-за неуплаты ежегодных взносов. К тому же ООН страдает и от неравномерности выплат по времени. Дело в том, что многие страны даже частично переводят деньги на счета ООН, только когда у них появляются на то средства. Особенно нехватка денег ощущается в Женеве, где расположено 40 международных организаций. Количество сотрудников в них – около 40 тыс. (это только те, что работают на постоянных контрактах, и все это сплошь не какие-то невероятной квалификации специалисты, а чиновники, представляющие в подавляющем большинстве собственные правящие элиты).
В Женеве находятся еще и 180 постоянных представительств (фактически посольств) стран-членов, плюс там же базируются головные офисы более 400 неправительственных организаций, многие из которых получают контракты и финансовую поддержку от соответствующих ооновских структур. Однако сейчас многие из этих контрактов будут заморожены (или их не продлят), а также в самих ооновских конторах не будут продлеваться временные контракты ранее нанятым сотрудникам (а стажировки будут теперь для молодых претендентов исключительно бесплатны).
Разумеется, денежный вопрос для ООН всегда был крайне важен, но о многих деталях проблемы предпочитается не особо распространяться. Так вот в том, что касается самих денег, стоит учесть: более 70% бюджета ООН тратится на очень высокие по мировым меркам зарплаты сотрудников. В свое время логика была такой: квалифицированным сотрудникам ООН надо платить столько (точно такой же подход при назначении зарплат во Всемирном банке, МВФ и других подобных структурах), чтобы их не смогли переманить частные компании к себе на работу.
О том, что трудятся в ООН отнюдь не высококлассные профессионалы с улицы, предпочитается умалчивать, хотя практически все они так или иначе связаны с правящими чиновничьими элитами своих стран. А постоянные представительства при ООН от любой страны строго курируют вопрос найма соотечественников на работу в ее подразделения (существуют и кадровые квоты по странам, которые заполняются опять-таки с подачи представительств теми кандидатами, имена которых присылают ключевые министерства и ведомства).
По этой причине высокие ооновские зарплаты, по сути, платятся из бюджетных денег стран-членов на содержание представителей все тех же собственных правящих элит. Что как раз и не дает возможности той же России в какой-то международной структуре, где ее в чем-то ограничивают или унижают, уйти или прекратить платить взносы.
В том, что касается политики, эффективность работы ооновской структуры зависит, разумеется, не только от финансирования, но и от политической повестки, которую проталкивает та или иная страна на международной арене. К примеру, Россия, Куба и Китай выступают против односторонних расследований Управления ООН по правам человека в целом ряде стран и посему не хотят финансировать эту ангажированную структуру.
Между тем, не выделяя достаточных средств на работу ООН, ведущие государства мира проводят своего рода негласную проверку: а изменится ли что-то в мире, если той или иной ооновской структуры просто больше не будет?
Конфликты на Ближнем Востоке и в Украине показывают, что влияние ООН на их разрешение практически нулевое. Соответственно и финансирование со стороны ведущих мировых держав ооновских организаций может и дальше сокращаться. Что неизбежно скажется как на отношении к их дальнейшему существованию, так и на их возможностях хотя бы в чем-то продемонстрировать свою полезность.