Фото Reuters
Звучавшие в марте порой сомнительные «отчетные» заявления и ничем не подкрепленные «лозунги» могут превратиться в очередные законы и в следующую квотную и планово-производственную «трансформацию». С этим потом придется жить рыбакам в приморских регионах. На фоне реляций на федеральном уровне незамеченным остался Первый Дальневосточный рыбопромышленный форум, состоявшийся 12 марта во Владивостоке. Тут говорили представители рыбопромышленников. Никакого «белого шума». Производственный формат.
После начала «рыбных реформ» («трансформации») себестоимость производства рыбной продукции растет, выручка предприятий падает, предприятия погружаются в долговую яму. Если отдельно оценить динамику экономики самого массового промыслового объекта (минтай) за период с 2018 по 2022 год, то себестоимость производства продукции выросла на 37%, рентабельность продаж упала с 27 до 18%, чистая прибыль сократилась на 30% и находится на минимальном уровне. При этом кредиторская задолженность предприятий морского рыболовства за 11 месяцев прошлого года увеличилась на 39%.
Рыбная отрасль в целом задолжала банкам сумму, приближающуюся к 1 трлн руб. Квоты на вылов даров моря теперь многие берут в долг, который потом придется отдавать – в том числе изымая деньги из кошельков потребителей. Рост стоимости морепродуктов становится неизбежностью.
Тревожные тенденции в рыбном хозяйстве обсуждались во Владивостоке и ранее, в мае 2023 года. Злободневные вопросы поднимались на научно-практическом форуме «Рыбная промышленность Дальнего Востока: парадоксы государственного управления». Эксперты констатировали «основной парадокс»: проводимая в настоящее время государственная политика в области рыболовства и аквакультуры приводит к увеличению стоимости рыбной продукции, как итог – к снижению потребления рыбы в стране.
На Севере России рыбаки также готовятся к своей экономической конференции, проблем накопилось слишком много.
Некоторые явления, стремительно заполняющие хозяйственную жизнь, напоминают о прошлом. Административно-командная планово-убыточная экономика. И так далее и тому подобное. Для нынешнего поколения специалистов все это звучит странно. Но это факт, бывало и такое. В результате в стране закончились деньги.
По данным Росрыболовства, прибыль организаций рыбной отрасли в январе–ноябре 2023 года уменьшилась на 8% по отношению к аналогичному периоду 2022 года. В сравнении с тем же периодом 2021 года снижение показателя прибыли составляет уже не менее 20%. Тенденция сохраняется.
Объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2023 году составил 2,5 млн т. В денежном выражении – 5,8 млрд долл. Для сравнения: объем экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2019 году составил 2 099,8 тыс. т. В денежном выражении – 5 360,9 млн долл.
Объем импорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2023 году составил 656 тыс. т. В денежном выражении – 2,8 млрд долл. Для сравнения: объем импорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов в 2019 году составил 640,1 тыс. т. В денежном выражении – 2 177,7 млн долл.
Получается следующая картина. За пять лет при увеличении ежегодного объема экспорта рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов ежегодный объем импорта рыбных товаров уверенно растет. Трудно поверить в то, что россияне стали больше есть лангустов и иной морской экзотики. На самом деле значительную часть полок российских магазинов под отечественными торговыми брендами наполняет заграничная рыба – конкурент российской.
Средняя цена экспортного килограмма российской рыбной продукции в 2023 году составила 2,30 долл. В 2019 году она была 2,55 долл. Таким образом, при росте объемов экспортных продаж рыбы, рыбопродуктов и морепродуктов на 20% выручка в денежном выражении увеличилась только на 8%. Как говорится, давим рынок массой, снижаем цены. Фактор санкций и таможенных пошлин – отдельная тема, влияющая на экспорт. В итоге эффективность российского морского рыболовства падает.
Средняя цена за импортный килограмм рыбной продукции в России в 2023 году составила 4,27 долл. В 2019 году она была 3,4 долл. То есть при ежегодном росте объемов продаж на внутреннем рынке заграничная рыба, рыбопродукты и морепродукты за пять лет еще и подорожали на 25%. Что тут скажешь – это существенный вклад государственных «регуляторов» в наполнение потока валюты, утекающей из страны не для покупки высокотехнологичных или экстренно необходимых населению товаров, а для обогащения импортеров.
Отраслевые эксперты в один голос заявляют, что официальная производственная и торговая статистика показывает: душевое потребление рыбопродуктов в России составляет не более 14 кг в год.
Глава государства поручил правительству решить вопрос и сделать так, чтобы один гражданин или гражданка России ежегодно съедали не менее 28 кг рыбы. Теперь чиновники пишут «дорожную карту». Россияне ждут.
Несмотря на экономическую и хозяйственную ситуацию, в столичном «штабе» рыбной отрасли люди спокойны. Они рассуждают о чем-то своем. О «трансформациях», об «эффективности», о чем-то, что происходит «впервые в мире» и т.п. И все во благо рыбного хозяйства. Еще пишут полуфантастические доклады о Мировом океане, которого никто из них никогда, кажется, не видал.
В мире материального производства в приморских регионах жизнь прозаичней. Тут не до сказок. Если коротко, то российские рыбопромышленники теперь думают о том, как бы день простоять да просто удержаться на плаву.