Фото агентства городских новостей "Москва"
До 12 июля Российская академия наук и Министерство науки и высшего образования РФ должны были сформулировать свою позицию по вопросу о передаче семи академических институтов в состав Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» (НИЦ КИ).
Согласно информации, поступившей в СМИ, в письме президенту страны президент НИЦ КИ, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук представил список из семи институтов, которые он видит в составе «Курчатника». Пять исследовательских организаций из этого списка сегодня формально считаются академическими: Институт ядерных исследований РАН (г. Троицк), Федеральный научный центр пищевых систем им. Горбатова РАН, Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, крымский ВНИИ виноградарства и виноделия «Магарач» РАН, Институт проблем технологии микроэлектроники и особо чистых материалов РАН. Формально – потому что Академия осуществляет над ними только научно-методическое руководство. Оперативное управление и администрирование ими – законодательно закрепленная прерогатива Минобрнауки.
Еще две исследовательские организации, которые предлагается влить в НИЦ КИ – Северокавказский федеральный научный центр садоводства, виноградарства и виноделия, Федеральный Ростовский аграрный национальный центр.
Напомним, еще в мае и июне 2020 года в состав «Курчатника» вошел Институт физических проблем им. Ф.В. Лукина, который ранее находился в ведении Минпромторга РФ. А в июне того же года правительство РФ сделало НИЦ «Курчатовский институт» учредителем Института молекулярной генетики РАН. Таким образом, уже тогда НИЦ «Курчатовский институт» охватил широчайшее поле научных исследований – от физико-химического до биологического и генетического профиля, то есть стал полноценным многопрофильным исследовательским центром. В состав НИЦ КИ входит даже НИИ медицинской приматологии. А в феврале 2023 года было опубликовано распоряжение правительства РФ о передаче семи институтов РАН в НИЦ «Курчатовский институт».
И вот, кажется, сейчас происходит превращение НИЦ «Курчатовский институт» из многопрофильной научной организации – в мегапрофильную. Интригует, конечно, присоединение садоводства, виноградарства и виноделия, а также аграрной науки в целом в этот мега-НИЦ. Но алмаз в этой предметной короне, несомненно, Институт океанологии с его исследовательским флотом и научной базой под Геленджиком.
Оставим за скобками эмоциональную и этическую сторону происходящего. Некоторые – немногие – члены РАН уже открыто высказали свое отношение к этому. Однако и роль самой Академии наук в том, что с ней сейчас происходит, умалять не приходится. Ведь еще в декабре 2012 года Михаил Ковальчук и тогдашний президент РАН Юрий Осипов обратились с письмом к Владимиру Путину, в котором предлагали подумать о передаче ряда ведущих физических институтов из ведения РАН в «Курчатовский институт»...
Укрепление связей между НИЦ КИ и РАН продолжается и при действующем президенте РАН Геннадии Красникове. Академия наук и НИЦ «Курчатовский институт» договорились о том, что НИЦ КИ будет осуществлять научную деятельность при научно-методическом руководстве РАН. Соответствующее постановление правительства было подписано 24 марта 2023 года. А в апреле 2023 года Геннадий Красников стал почетным доктором НИЦ «Курчатовский институт».
«Не удивлюсь, если федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Российская академия наук» в один прекрасный момент будет переформатировано. Например, вольется в состав «Курчатовского института». И нас успокоят: мол, чего вы волнуетесь, институты никто не собирается трогать, расформировывать. Просто меняется их подчинение…», – поделился своим прогнозом с автором один из участников Общего собрания РАН в мае прошлого года, попросивший не называть его имени.
Как бы там ни было, но уже сегодня можно говорить что НИЦ «Курчатовский институт», по сосредоточенному в нем функционалу и научному потенциалу стал, если можно так сказать, Квазиакадемией наук. Впрочем, почему – «квази»: от виноделия – до атомного ядра и океанологии! С ходу даже трудно найти аналоги такой научной организации в мире. Кстати, оппоненты и критики Михаила Ковальчука не случайно считают его чуть ли не главным бенифициаром и инициатором реформы РАН, начатой в июне 2013 года.
В России идет даже не смена лиц и поколений в науке, а смена системы управления наукой. Российской академии наук в этой системе отведено вполне скромное место. Царствует, но не правит.
В перспективе научно-технологической политики до 2030 года ее, Академию наук, аккуратно приучают к мысли, что рядом с ней появится несколько других субъектов, специально предназначенных для «интеграции научно-исследовательской и производственно-технологической деятельности». Скажем, правительство в Концепции технологического развития ставит задачу «…закрепление в законодательстве Российской Федерации новой организационно-правовой формы – исследовательский консорциум».
Перед выборами президента РАН в сентябре 2022 года еще один академик, попросивший об анонимности, в разговоре с автором признался: «Иногда мне кажется, что РАН в нынешнем составе уже не только не самореорганизовать, но и не реорганизовать даже через внешнее управление. Она – уходящая натура типа КПСС. Только если распустить, а назад записать не всех… Впрочем, сейчас у всех апатия в плане будущего данной организации, Российской академии наук».
Впрочем, происходящее сейчас вокруг РАН – это событие вне опыта. Еще 15 лет назад никто не мог предсказать этого, хотя многие «ванговали» в эту сторону. И вот, это будущее наступило...