Фото сайта Freepik
В «НГ» от 24 сентября 2024 года в рубрике «Идеи и люди» опубликована статья кандидата политических наук Вячеслава Петрищева «Метаморфозы восприятия социального пространства. О четырех уровнях самоорганизации живых организмов как сложных систем». В ней автор опирается, как он пишет, на «последнюю работу» «известного российского и советского ученого, академика РАН и АН СССР Никиты Николаевича Моисеева «Универсум. Информация. Общество», а также на другие его тексты.
Статья эта меня заинтересовала по ряду причин и подвигла к небольшому исследованию, завершившемуся забавными результатами…
В цитируемой статье есть такое утверждение: «В связи с этим актуальной становится фраза основателя кружка любомудров Ивана Одоевского, которую привел Н.Н. Моисеев в одной из работ: «Хотя рационализм нас подвел к вратам истины, но не ему будет суждено их открыть». Текст меня насторожил, поскольку из курса русской литературы XIX века помню, что Общество любомудрия организовали прозаик Владимир Одоевский и поэт Веневитинов.
Я решил освежить в памяти прочитанное в юности. Снял с полки книгу Владимира Одоевского «Повести» (М.: Советская Россия, 1977), прочитал в предисловии литературоведа, доктора филологических наук, члена Союза писателей СССР Всеволода Сахарова: «В 1823 году Владимир Одоевский и его друг Дмитрий Веневитинов создают знаменитое «Общество любомудрия», объединяющее в своих рядах представителей передовой дворянской молодежи Москвы».
Снимаю книгу Владимира Одоевского «Последний квартет Бетховена: Повести, рассказы, очерки. Одоевский в жизни» (М.: Московский рабочий, 1987), читаю во вступительной статье Вл. Муравьева: «Но это были годы бурного развития и укрепления романтизма в русской литературе, который развивался в борьбе с классицизмом, с его канонами и эстетическим принципами. Одоевский и его товарищи в этой борьбе принадлежали к лагерю романтиков, поэтому ни кружок Ранча (близкий к декабристам. – А. Щ.-Ж.), ни Общество любителей российской словесности (существовавшее при Московском университете. – А. Щ.-Ж.) их не удовлетворяло, и они создали свой кружок – «Общество любомудрия».
Из этой же статьи узнаем, что члены этого кружка в своих занятиях соединяли философию с литературным творчеством, а Владимира Одоевского уже тогда за глубину суждения называли русским Фаустом. Однако цитаты, приведенной Петрищевым вслед за академиком Моисеевым, я в имеющихся у меня книгах не нашел. Но это еще ничего не значит! Может быть, среди многочисленных замечательных людей из рода князей Одоевских был и мыслитель по имени Иван, который тоже был членом кружка любомудров или хотя бы философом?
Тогда я обратился к интернету, в котором, как известно, есть все. И действительно, в Сети нашлось немало документов, в которых приводится именно эта цитата. О том, что приведенные слова принадлежал «члену кружка любомудров Ивану Одоевскому», читаем, например, в статье «Философские проблемы рационализма при переходе к информационному обществу» С.Б. Луковкина. Об этом же пишет Т.Г. Лешкевич в статье «Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов».
А вот в статье «Вселенная, Земля и человек» Екатерина Кирюхина эту «вещую фразу» приписывает уже «В.Ф. Одоевскому» – то есть Владимиру Федоровичу…
Здесь я упоминаю только те документы, ссылки на которые выскочили первыми, всего-то их было несколько десятков.
В общем, в интернете можно найти примерно равное количество материалов, в которых говорится о том, что эта фраза написала и Иваном Одоевским, и Владимиром Одоевским. Но вот что примечательно: все, кто приписывает эти слова Ивану Одоевскому, не дают прямых отсылок на первоисточник, а так или иначе строят свою работу на основе исследований Никиты Николаевича Моисеева. Все они в той или иной степени являются его учениками или последователями, все они – политологи. В то время, как Владимиру Одоевскому эту фразу приписывают филологи, причем самых разных исследовательских школ.
И тут я решил зайти с другой стороны – посмотреть, что же пишет интернет о том, кто такой Иван Одоевский, может, так я выйду на оригинальный источник фразы о рационализме и истине. Я нашел большое количество ссылок, даже очень большое. «Иван Васильевич Одоевский (26 марта (6 апреля) 1710–1768) – князь, действительный тайный советник, президент Вотчинной коллегии (1741–1744)», «Князь Иван Сергеевич Одоевский (1769–1839) – генерал-майор, участник Наполеоновских войн, Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813–1814». И так далее.
Российская история знает великое множество выдающихся людей по фамилии Одоевский. Еще бы – этот княжеский род является одним из родов прямых потомков Рюриковичей! Но вот что примечательно: никто, кроме Владимира Федоровича Одоевского, не был замечен в пристрастии к философии. Согласитесь, трудно представить слова о рационализме и истине, выходящие из-под пера действительного тайного советника или генерал-поручика. А вот яркий сторонник романтизма как эстетической категории и большой знаток немецкой философии Канта и Шлегеля Владимир Федорович Одоевский запросто мог так изысканно красиво критиковать рационализм.
Что же случилось? Смею предположить, что уважаемый политолог, академик РАН Никита Николаевич Моисеев допустил небольшую ошибку – всего один раз перепутал имена. Но его авторитет был и остается настолько незыблемым, что десятки его учеников и последователей, политологов вот уже более чем полвека цитируют его, даже не пытаясь проверить оригинальный источник цитирования. И никто из филологов их до сих пор не поправил…
Ситуация с незыблемостью авторитета, надо заметить, типичная. Признаюсь, я сам попадал в подобную, но у меня оказались хорошие редакторы. Я писал рецензию на книгу Франсуа Вийона «Вийон и вийонады: Французская лирика и сатира XV века» (М.: Престиж Бук, 2023), подробное предисловие к которой написал авторитетнейший переводчик и историк литературы Евгений Витковский. Была там такая фраза: «…поздний сын Карла Орлеанского под именем Людовик XII Валуа в 1498 году стал королем Франции. большинству читателей упомянутый Людовик известен скорее как персонаж из «Трех мушкетеров».
Я и написал, приводя цитаты из статьи: «Тут… и Людовик ХII Валуа, «известный скорее как персонаж из «Трех мушкетеров». Но нашлись внимательные редакторы, которые заметили, что в «Трех мушкетерах» действует Людовик ХIII, а он не только отличается порядковым номером, но и происхождением – он не Валуа, а Бурбон.
В результате в публикации «НГ-EL» эта строчка была выброшена совсем, а в переиздании, в моей авторской книге выглядела так: «…и Людовик ХII, известный скорее как герой приключенческих романов». В общем, мне повезло с редакторами, спасибо им, дорогим, а вот политологам – не очень…
Ну что ж, такова сила авторитета! Такова слабость научной школы!