Фото Reuters
Спецпредставитель Дональда Трампа по Украине Кит Келлог заявил на днях, что на следующей неделе представители Соединенных Штатов, Украины и европейских стран встретятся в Лондоне, чтобы закрепить договоренности о прекращении огня. Он также прокомментировал заявление госсекретаря Марко Рубио о том, что Вашингтон может свернуть попытки урегулирования кризиса в Украине, если прогресс не будет достигнут в ближайшее время.
Ранее сам Келлог предложил поделить всю Украину между заинтересованными сторонами «по западноберлинскому образцу». Предложение вряд ли имеет какие-либо перспективы. Оно предполагает введение европейских, американских и российских (уже и так тут присутствующих) войск в разные регионы Украины. Понятно, что ни сама Украина, пытающаяся сохранить свой суверенитет, ни Европа, всячески этот суверенитет поддерживающая, не согласятся на этот «смелый шаг» в ближайшей перспективе.
Но это что касается всей Украины. А вот по поводу Донбасса такая идея уже не выглядит настолько безумной. Тут нелишне вспомнить, чем был Западный Берлин в послевоенные десятилетия и какой статус имел. Как и сегодня, в послевоенные годы планы стран-победителей на будущее германской столицы в корне (и на тот раз вполне оправданно) коренным образом отличались. Существовать под одной крышей экономики противоположных типов просто не могли, что и привело в конечном счете к разделению города стеной.
Ситуация в Донбассе выглядит в чем-то сходной. Похожей остается ненависть друг к другу противостоящих сторон и бесперспективность планов поглощения этой территории каждой из них. Да и в целом тупиковость попыток решить конфликт между Россией и Украиной силовым путем очевидна. И пока здесь нет главного – готовности к компромиссу по территориальному вопросу даже в случае шаткого перемирия, безусловно ценного как прецедент, толка в итоге не будет. Каждая сторона считает спорные территории своими, а значит, их жителей ждет судьба вечных изгнанников или «людей-теней» по образцу Северного Кипра или Западной Сахары.
Возникает естественный вопрос: а возможен ли здесь какой-то выход в принципе или «сражение непримиримых» будет идти до последнего живого участника? Как известно, даже в самой тупиковой ситуации последней надеждой остается вера в человеческий гений. Проявлял он себя и в сфере мировой политики.
Ничем иным, кроме упомянутого фактора, нельзя объяснить выход из упомянутой тупиковой ситуации в Берлине в послевоенные десятилетия. Прорывное нестандартное решение принималось с участием юристов-профессионалов. Итогом стало определение международно-правового статуса Западного Берлина. Территория получила статус не то государства, не то вольного города – иными словами, «невиданной зверушки» по нормам международного права. Она стала носить официальный, признанный Генассамблей ООН статус «уникального государственного образования, итога Второй мировой войны». Этот статус позволял городу не быть ни частью ГДР, ни частью ФРГ, а иметь собственный «уникальный статус» в качестве свершившегося факта мировых международных отношений.
Нечто подобное можно было бы обеспечить и для спорных территорий востока Украины. А сама территория могла бы иметь статус «уникального государственного образования, итога несостоявшейся третьей мировой войны».
План, конечно, не идеальный, много тут спорного и трудноразрешимого. Но этот «плохой» и явно несовершенный мир все равно куда лучше братоубийственного противостояния и тем более войны мировой. Вот над чем стоило бы все-таки задуматься тем, кто сознательно выбирает путь «баланса над пропастью».