0
1828
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

02.06.2025 17:48:00

Куда двигать российский уголь

В условиях санкций и снижения мировых цен на сырье ситуация в отрасли во многом зависит от государственных решений

Иван Петров

Об авторе: Иван Васильевич Петров – профессор, заведующий кафедрой логистики Финансового университета, действительный член Академии горных наук.

Тэги: угольная отрасль, убытки, снижение мировых цен, логистические проблемы, антироссийские санкции, ржд, поставки, угольная промышленность, энергетическая безопасность

Все статьи по теме "Санкционные войны и тарифные схватки"

угольная отрасль, убытки, снижение мировых цен, логистические проблемы, антироссийские санкции, ржд, поставки, угольная промышленность, энергетическая безопасность Фото Reuters

В правительстве формируется мнение, что экономическая ситуация в угольной отрасли не критическая, но требует поддержки государства. За 2024 год отрасль показала консолидированный убыток в 112,6 млрд руб., с учетом годовых объемов добычи – это чуть более 250 руб. на тонну (до 3% в средней цене). И действительно, может показаться, что в целом финансовая температура по отрасли нормальная.

Но ком проблем нарастает. За первый месяц 2025 года убытки в отрасли составили 7 млрд руб. С учетом действующих финансово-экономических и логистических ограничений прогноз по 2025 году – от 800 млрд руб. до 1,5 трлн руб. убытков. И тогда к концу года на грани банкротства будет не 20%, а более 50% угледобывающих компаний.

Ситуация в угольной промышленности, которая практически на 100% представлена частным бизнесом и по финансовой модели на 50% сориентирована на экспорт, зашла в логистическо-экономический тупик. На виду две основные причины: снижение мировых цен на уголь и логистические проблемы, обострившиеся из-за жесткого санкционного давления со стороны недружественных стран. Последнее обстоятельство приводит к кратному росту затрат времени на получение средств после отгрузки угля.

Ранее уголь активно поставлялся на высокомаржинальные рынки Европы и по западному маршруту в другие страны, теперь произошел резкий разворот на Восток. Восточный транспортный полигон уже давно рассматривался угольщиками как перспективное направление развития, это понимало и государство, ориентируя РЖД на инвестиции в развитие инфраструктуры, локомотивного и вагонного парков.

Спайка взаимодействия РЖД и угольщиков всегда была очень тесной. Сами угольные компании, ощущая назревавшие инфраструктурные проблемы, стали входить в транспортно-логистический бизнес, строить порты и новые железнодорожные ветки, покупать вагоны и даже инвестировать в балкерный флот.

Но в условиях, когда помимо угля на Восточный полигон навалился весь объем российского экспорта, переориентированного с европейских и североамериканских рынков на Азию, в РЖД стали отдавать предпочтение более доходным грузам. Уголь встал в длинную очередь на Восток, а логистические затраты резко выросли. Несмотря на высказывания руководства страны о поддержке отрасли, поставки угля по системе РЖД продолжают тормозиться. Правительство утвердило список компаний непрерывного цикла с приоритетом доступа к железнодорожным перевозкам. В список попали металлургические предприятия, производители удобрений, нефтяные и перерабатывающие, газовые и химические компании… Но предприятий по добыче и переработки угля в списке нет.

Одновременно с этим в последние годы в системе налогового регулирования начались подвижки, связанные с повышением налоговых и таможенных платежей. В условиях мирового цикла снижения сырьевых цен и протекционизма основных потребителей угля в Индии и Китае российская угольная промышленность скатилась в кризис.

Сейчас ситуация остается устойчивой только у тех компаний, которые имеют стабильных российских потребителей, а также короткое плечо поставок качественного угля на экспорт, но и у них кратно снизилась доходность. Остальные предприятия – а их более 50% – перешли в зону генерации убытков. После длительного периода роста добычи угля начался спад и закрытие предприятий.

Следует обратить внимание на то, что снижение добычи на 1 млн т угля в среднем приводит к высвобождению 300 рабочих. Для шахтерских моногородов, в которых нет новых рабочих мест, это может стать серьезной социальной проблемой.

По законам рынка – если выпускаемый товар убыточен, то его не надо выпускать. Но остановить добычу так просто невозможно. Для обеспечения безопасного функционирования шахт и карьеров как техногенно-природных объектов должна осуществляться добыча угля в необходимых объемах. А если принято решение о закрытии, необходим длительный комплекс мероприятий в соответствии с техническим планом ликвидационных работ.

Многие из убыточных шахт обеспечивают энергетическую безопасность регионов. Но так как в своих финансовых моделях они ориентировались на доходы от экспорта, то оказались в зоне финансового риска с потерей возможности обслуживания кредитов и выплаты налогов. По прогнозу 2025 года, только на выплату процентов по долгам из отрасли будет уходить до 20% выручки.

В этих условиях на государственном уровне формируются решения по поддержке развития отрасли. В первую очередь – решения по регулированию взаимодействия с РЖД: гарантированный вывоз кузбасского угля с увеличением плановых показателей перевозки, в том числе посредством использования инновационного подвижного состава; внедрение сквозных технологий перевозок, значительно сокращающих время в пути. Во-вторых – меры финансового оздоровления с использованием специальных точечных инструментов на базе ВЭБ.РФ, а также таргетированная отсрочка по налогам и страховым взносам.

Но это меры только на период кризиса. Государство понимает, что в развитии отрасли возникли перекосы в период высоких цен на уголь. Это и привело к открытию предприятий, которые были ориентированы на высокую маржинальность, обусловленную доступностью инвестиционных ресурсов и высокими мировыми ценами на уголь. Поэтому необходимо дополнительное ограничительное регулирование выдачи лицензий на добычу угля. Следует разработать особый механизм оздоровления, санации и при необходимости банкротства угледобывающих предприятий и утвердить его на законодательном уровне.

Также необходимо обратить внимание на реализацию возможных технологических решений, направленных на диверсификацию выпускаемой продукции посредством газификации углей с выпуском синтетических топлив, аммиака и другой продукции углехимии с высокой добавленной стоимостью. Это особенно актуально для удаленных территорий, объектов в Арктике и на Дальнем Востоке.

Целесообразно вернуться к опыту СССР по подземной газификации углей с выявлением угольных запасов, которые могут разрабатываться по данной технологии. Такие технологии, базирующиеся еще на советских разработках, с предварительной добычей метана из угольных пластов, уже активно применяются в Китае.

Угольная промышленность России представляет собой мощный фундамент обеспечения энергетической безопасности, и государство не должно ослаблять контроль за развитием этой отрасли. 


Читайте также


США впервые за время правления Трампа введут санкции против России

США впервые за время правления Трампа введут санкции против России

Геннадий Петров

Окончательный текст законопроекта о вторичных рестрикциях пока неизвестен

0
1867
ЕС намерен поддержать евроустремления Украины

ЕС намерен поддержать евроустремления Украины

Юрий Паниев

18-й пакет антироссийских санкций остается козырной картой в руках Венгрии

0
1971
Перед Ираном замаячил израильский десант

Перед Ираном замаячил израильский десант

Игорь Субботин

Нетаньяху хочет быстрой победы над режимом аятолл

0
4127
Кананаскис обнажил разногласия в "большой семерке"

Кананаскис обнажил разногласия в "большой семерке"

Юрий Паниев

Кремль поддержал Трампа в вопросе исключения России из G8

0
2015

Другие новости