0
1809
Газета КАРТ-БЛАНШ Интернет-версия

06.07.2025 20:19:00

Поможет ли малому и среднему бизнесу единый реестр поддержки

Принятый Госдумой законопроект может устранить хаос, но к нему есть вопросы

Дмитрий Шумейко

Об авторе: Дмитрий Евгеньевич Шумейко – налоговый эксперт, руководитель группы «Шумейко и партнеры».

Тэги: госдума, законопроект, единый реестр программ помощи, мсп, малый и средний бизнес, господдержка, риск формализма. контроль


госдума, законопроект, единый реестр программ помощи, мсп, малый и средний бизнес, господдержка, риск формализма. контроль Фото сайта duma.gov.ru

В России любят говорить о господдержке малого бизнеса, особенно в кризис. Но предприниматели чаще всего ее не видят. Информация о субсидиях, грантах, налоговых каникулах и прочих мерах разбросана по десяткам сайтов, платформ и ведомств. Где-то не работает поиск. Где-то – устаревшие данные. В итоге тот, кто мог бы получить поддержку, с большой вероятностью с ней не сталкивается и уходит с рынка. Вместе с ним – рабочие места, налоги, региональные услуги.

Чтобы этот информационный хаос наконец-то преодолеть, недавно Госдума приняла законопроект, направленный на устранение хаоса в информировании малых и средних предприятий (МСП) о государственных мерах поддержки.  Его суть – создать единый, актуальный, обязательный для ведения и обновления реестр всех программ помощи, включая региональные и федеральные инициативы. Это выглядит как техническая мера, но на деле она способна снять один из ключевых барьеров между предпринимателем и поддержкой государства.

Казалось бы, идея разумная: все меры – в одном месте, доступные и федеральным, и региональным предпринимателям. Обновление данных – строго раз в квартал. Без включения в реестр мера не считается введенной. Но заработает ли система как нужно?

Сегодня предпринимателю, особенно начинающему или находящемуся в кризисе, найти подходящие меры поддержки – задача с элементами квеста. Информация о программах разбросана по cайтам региональных администраций, ведомственным ресурсам (Минэкономразвития, Минпромторга и т.д.), различным агрегаторам (например, «Мойбизнес.рф», «Бизнес-навигатор МСП», сайты центров «Мой бизнес»).

Проблема № 1 – неполнота и устаревание. Например, на момент обращения в Центр поддержки предпринимательства Нижегородской области в 2023 году один из предпринимателей (владелец ремесленного производства) не получил информацию о субсидии на оборудование, просто потому что данные на сайте центра не обновлялись с 2021 года.

Проблема № 2 – дублирование и неразбериха. Федеральная льгота может быть доступна в нескольких реестрах, но условия и сроки подачи документов отличаются. Результат – бизнес либо не успевает подать заявку, либо делает это не туда.

Проблема № 3 – ручной сбор и «бюрократическая лотерея». Сотрудники региональных министерств вручную передают отчеты в Минэкономразвития, а на местах часто не знают, какие меры поддержки реально доступны в других субъектах РФ или по линии Федерации.

Законопроект предусматривает обязательность и регулярность ведения реестра. Все меры поддержки, будь то налоговые каникулы, субсидии или кредитные программы с государственным поручительством, подлежат включению в единый реестр. Причем его обновление должно происходить не реже одного раза в квартал, и это не рекомендация, а строгое требование. Важной частью инициативы также становится автоматизация учета: все данные будут собираться и обрабатываться в федеральной информационной системе, к которой получат доступ как органы власти, так и представители бизнеса. Это не просто агрегатор вроде «Мойбизнес.рф». Это государственная цифровая платформа с функциями контроля и анализа. И что важно, без нее меры поддержки юридически не смогут считаться «введенными в действие».

Введение единого реестра выгодно сразу нескольким сторонам. Для малого и среднего бизнеса это прежде всего экономия времени: владельцам ИП и ООО больше не придется неделями обзванивать ведомства и искать информацию на форумах – достаточно будет указать ИНН и отрасль, чтобы получить список актуальных программ. Это повышает шансы на получение помощи, особенно в тех регионах, где информирование на местах до сих пор остается слабым. Кроме того, возрастает прозрачность: подача заявки на субсидию перестает быть процессом с элементами угадайки, где непонятно, какие документы нужны и куда их подавать. Государство и регионы, в свою очередь, получают более точную картину – вместо формальной отчетности о том, что «освоено 100%», появится возможность видеть, сколько предпринимателей реально воспользовались мерами поддержки. Это позволит эффективнее распределять финансирование, отказываться от неработающих инициатив и масштабировать действенные. Появится и так называемый цифровой след эффективности, позволяющий отслеживать, какие меры способствуют росту занятости, выручки и налоговых поступлений. Для разработчиков и кураторов программ единый реестр упростит мониторинг в реальном времени и даст возможность оперативно адаптировать условия под текущие запросы бизнеса, а также сократит поток жалоб, возникающих из-за нехватки информации.

Несмотря на очевидные преимущества инициативы, есть и подводные камни, которые могут свести ее пользу на нет. Например, непонятно, кто будет контролировать наполнение и актуальность реестра. Если контроль за обновлением сведений ляжет на сами регионы, есть риск формализма. Уже имеются примеры, когда ради выполнения требований в систему «Госуслуги» регионы загружают устаревшие документы, просто чтобы отчитаться.

Бизнес опасается повторения сценария, при котором главное – внести программу в реестр, поставить галочку, а помогла ли мера кому-то в реальности – неважно. Подобная ситуация уже имела место с дорожными картами поддержки МСП в 2018-м. Остаются вопросы и к технической реализации проекта. Чтобы реестр действительно работал, а не стал очередной перегруженной платформой, его необходимо адаптировать под мобильные устройства и обеспечить полноценную интеграцию с существующими системами – реестром самозанятых, сервисом «Мой налог», базами ФНС и другими цифровыми ресурсами.

Если система будет работать так, как задумано, через один-два года мы увидим рост обращений за поддержкой в 1,5–2 раза за счет устранения информационного барьера, сокращение доли неэффективных программ за счет сбора аналитики и цифровых следов от бизнеса и появление маркетплейса поддержки  – когда предприниматель сможет по фильтрам найти все доступное лично ему, без консультантов, звонков и писем.

Принятый законопроект может стать фундаментом для формирования новой модели взаимодействия государства и бизнеса, основанной на открытости, аналитике и упрощении доступа к ресурсам. Но реальный эффект будет только при грамотной реализации, контроле и вовлечении предпринимательского сообщества в обратную связь. И главное, что определит судьбу этого проекта, – не цифры, а воля к исполнению. Без контроля, обратной связи с бизнесом и реального вовлечения чиновников платформа рискует стать еще одной красивой витриной. 


Читайте также


"Единая Россия" спрогнозировала срок завершения СВО

"Единая Россия" спрогнозировала срок завершения СВО

Иван Родин

До конца 2027 года производителей любых дронов освобождают от уплаты НДС

0
4834
Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Никитин представил в Госдуме совсем краткую программу

Иван Родин

Депутаты единогласно утвердили министра транспорта после пяти вопросов

0
1728
Граждан завлекают на выборы "продуктовым популизмом"

Граждан завлекают на выборы "продуктовым популизмом"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системной оппозиции приходится кормить электорат исключительно обещаниями

0
1400
Госдума расширяет силовой контроль над новыми россиянами

Госдума расширяет силовой контроль над новыми россиянами

Иван Родин

В списке преступлений против института гражданства уже более 70 позиций

0
1649

Другие новости