Одно из самых ярких событий минувшей 11-й Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction – презентация серии книг «Арт Хаус для взрослых и детей», выпущенной московским издательством Аrt House media. Эту книжную серию можно рассматривать как попытку издательства начать работу по возрождению в России традиции семейного чтения, когда одна книга по разным своим параметрам интересна людям разного возраста.
Известный поэт-лианозовец Всеволод Некрасов вообще считал, что не существует специальной детской литературы, бывает литература хорошая и плохая. И из хорошей литературы мы можем выбрать тексты, понятные детям. Так, кстати говоря, он и сделал, собрав в далекие 1970-е годы поэтический сборник современных авторов. Серия книг издательства Аrt House media – прежде всего качественная литература, живой русский язык, пластичная, внятная речь, лишенная стеба и жаргона. Это рассказы и повести – равно интересные взрослым и детям. Взрослые, листая их, вспомнят свои впечатления и переживания, а дети, следя за нитью повествования, узнают для себя много нового.
Непохожие авторы собраны в этом проекте: те, кто продолжает традиции «деревенщиков», и те, кто отсылает нас к «городской» прозе; те, кто тяготеет к описанию реальности, и те, кто уносит нас в пространство притчи. К последним относится Александр Дорофеев, любимый ученик Юрия Коваля. Его «Веретено» состоит из ослепительных, сказочных картин, возникших словно бы ниоткуда, как мираж посреди пустыни: «Много ли на свете зверей кроваво-красного цвета? Только один такой – Мантикора. Зато есть у него и другое имя┘»
На фоне праздничного языка Дорофеева проза Юрия Нечипоренко выглядит несколько аскетичной, сдержанной. Но в этой сдержанности – отсыл к русскому авангарду, к точно функционирующей фигуре речи. Юрий Нечипоренко написал книгу об отце, летчике 30-х годов. Автор вспоминает, как ребенком мчался с отцом на мотоцикле, как, затаив дыхание слушал его рассказы о войне. Нечипоренко страшно повезло, что у него был отец, на которого можно положиться, у которого многому можно научиться. Увы, в современных семьях это всегда не так: отец ускользает из дома, даже когда присутствует в нем, уходит в виртуальное пространство, в срочную работу┘ Книга Нечипоренко «Начальник связи» – редкость в детской литературе. Помимо своих литературных достоинств она помогает выстроить в своей душе правильные отношения с отцом. «Честные истории» известного драматурга Ксении Драгунской – истинная брутальность, юмор, динамика и┘ воскрешение прошлого, память об отце, умершем, когда автору было всего шесть лет: «Когда я была маленькой, у меня был папа. Виктор Драгунский. Знаменитый детский писатель. Только мне никто не верил, что он мой папа. А я кричала: «Это мой папа, папа, папа!!!» И начинала драться».
Писатель Владислав Отрошенко представлен в серии книгой «Двор прадеда Гриши». Это не просто рассказы о детских годах, проведенных на Донской земле. Это память о том, как мир от куполов и звезд до подвалов является ребенку, а затем и подростку, как возникает некий мифопоэтический космос, в котором связано все и вся: и смерть прадеда Гриши, и игра в поцелуи с девочкой Майей.
В отличие от других книг серии «В остатке» Льва Яковлева – сборник стихов. Поэт Лев Яковлев, как замечает в предисловии его друг Юрий Нечипоренко, изобрел новый жанр – частушки для детей: «На уроках наша Лена/ Не поет и не шумит,/ Но визжит на переменах/ И гремит, как динамит!» Впрочем, в сборнике немало и длинных полотен с некоторым «хармсианским» уклоном.
В сборнике Михаила Есеновского «Пусть будет яблоко» тоже есть стихи. Есть и проза. Все в одном флаконе – эксцентрика, фантастика, игра. Автор родился в 60-е годы. Благополучное детство, красивые мамы, добрые бабушки, первые космонавты и другие приметы той эпохи присутствуют в его текстах, порой напоминающих мантры. Особенно это относится к стихотворному циклу «Стансы Московского метрополитена». «На станции «Комсомольская» Юра встречает Олю,/ и, чувствуя силу воли,/ он смело ей говорит». Это начало одного текста. А вот начало другого: «На станции «Домодедовской» Юра встречает Лиду./ Он Лиду теперь из виду/ не выпустит никогда». Обыкновенный постмодерн, коего я не поклонник. Но книга в принципе не сильно выбивается из серии.
И еще одна книга серии «для взрослых и детей» – «Коржиков» Сергея Георгиева. Действительно классическая детская книжка. Она не собрана из литературных текстов, а именно специально написана. Сергей Георгиев – автор нескольких десятков книг для детей, детских пьес, сценариев для мультфильмов, он же – автор более 50 сюжетов в киножурналах «Фитиль» и «Ералаш».
В «Коржикове» есть и забористые байки про фельдмаршала Пулькина, и рассказы про короля Уго Второго. Сергей Георгиев умеет писать емко и коротко, его называют мастером прозаической миниатюры: открыл в любом месте, прочитал страничку-другую и оставил до следующего вечера. Разные книги, повторю, вошли в серию издательства Art House media. И не только по содержанию, по стилистике, но и по уровню. При этом серия производит цельное впечатление, и это не случайно.
Кураторы проекта прозаик Юрий Нечипоренко, поэт Лев Яковлев входили в свое время в творческое объединение «Черная курица» при Детском фонде Ролана Быкова. Круг авторов – именно оттуда. В заключение скажем, что серия «Арт Хаус для взрослых и детей» хорошо оформлена и издана: твердая цветная обложка (художник Евгений Подколзин), толстая бумага, крупный шрифт. Да и иллюстраций немало. Добротная книжная графика!