0
4133
Газета Детская литература Интернет-версия

15.11.2012 00:00:00

Слезогонные стихи

Тэги: стихи, недетские темы


стихи, недетские темы

На Восьмом семинаре детских писателей нас разместили в гостинице вместе с теми, кто приехал отдыхать по программе «Мать и дитя». Одно такое дитя, босое и плачущее, среди ночи выбежало в общий коридор «маму искать» и мне повстречалось. На ресепшене по телефону сказали: мама спит в соседнем баре пьяная, и это не в первый раз. Мне, даром что трезвой, спать тоже очень хотелось, но полночи пришлось уговаривать-убаюкивать-рассказывать сказки, чтобы малыш успокоился. Правда, произошло это лишь тогда, когда нетвердой походкой пришла наконец разбуженная мама и взяла его за руку.

Так совпало, что на следующий день на мастер-классе ведущая наших занятий Марина Бородицкая процитировала стихи некоей Анны Одинцовой – о двух заботливых девочках, которые ждут маму с работы, готовят ей обед («сварили килограмм лапши»), греют на батарее сто граммов («ей пить нельзя холодное спиртное:/ у нашей мамы горлышко больное») – и вот наконец:

Приходит мама милая,

веселая и красная,

самая любимая,

самая прекрасная!

Мы с мамой обнимаемся,

трогаем румянец:

наша мама – пьяница,

но лучшая из пьяниц!

Стихи понравились мне сочетанием трагизма, издевки и веселого отчаяния. Но в то же время, опубликованные в детском журнале «Кукумбер», да еще и перед 8 Марта, они вызвали волну возмущения читателей и библиотек…

Каким же должно быть стихотворение для детей на недетскую тему, чтобы никого из взрослых не повергать в праведный гнев, и вообще должно ли оно – быть? Писать ли на тему заведомо «слезогонную», с беспроигрышным эффектом вроде «Какой ужас!» или «Бедная деточка!»?..

На вопрос «быть или не быть?» внутренний голос мгновенно говорит «быть»: читать, «чтоб мыслить и страдать», можно в любом возрасте. Однозначный и полный ответ на другой вопрос (а как на такую тему писать?), увы, не сформулировать – да и ответ этот скорее из области тайны творчества. Есть немало замечательных стихотворений на темы не то чтобы совсем недетские – но серьезные, не малышовые, подразумевающие нередко диалог со взрослым после прочтения, – у Олега Бундура, у Марка Вейцмана... Например, бабушка с дедушкой живут одни, иногда пересматривают фотографии родных («Родня»); лесники вырубают «лишние деревья» («Прореживают лес»). В таких деликатно-проблемных текстах нет претензии на острый разговор, как в случае с «мамой-пьяницей», но это не делает их менее важными в контексте «недетской» детской поэзии.

Если же «слезогонность» темы повышена изначально, избежать провокационного акцента на ней поможет индивидуальный поэтический ход – как, например, в стихотворении Сергея Махотина «Наша бабушка проспала…». При первом же прочтении я подумала, что за строчкой скрыто ритмически и рифменно тождественное «Наша бабушка умерла…» – не случайно наряду с созвучием фактической и предполагаемой строчек на мысли о смерти наводит настойчиво педалируемая идея тишины: «Мама шепотом говорит,/ Папа шепотом говорит…»; «Я на цыпочках выхожу…»; «Ранец падает. Дверь скрипит./ Тише! Бабушка наша спит».

Нарушение тотального молчания пресекается таким эмоциональным на фоне всего стихотворения, таким категорично-императивным «Тише!», что за необходимостью не шуметь угадывается более серьезная мотивировка, когда громкие звуки станут не просто небрежением по отношению к спящей бабушке, но кощунством по отношению к покойнику в доме. В конец каждой строчки, как на гребень волны, вынесен очередной глагол; строки с глаголами набегают друг на друга – так нарастает тревога. При этом противоположный прием, отказ от детализации по действиям в пользу лирического начала, часто ведет к искомому уменьшению ситуативной драматичности. Разумеется, не только «чистая лирика» претендует на статус хороших детских стихов о недетских проблемах – но именно бытовая конкретика (делаем обед – сварили лапшу – греем сто граммов) создает повышенный риск «слезогонности». А вот просто лирическая картинка «здесь и сейчас» может обрести потрясающую глубину печали пополам с надеждой – как в стихотворении Елены Наумовой «Девочка и дождь»:

Дождь стучит на улице:

кап да кап…

Только мне всё чудится:

пап да пап…

Может, тоже слушаешь

этот дождь.

Вдруг возьмешь, надумаешь

и придешь.

Наиболее последовательно принцип ухода от бьющих на жалость подробностей реализует Сергей Махотин. Например, в стихотворении «Собачья шапка» («Хвастал Орлов долгожданной удачей –/ Выгодно купленной шапкой собачьей») – никаких гринписовско-вегетарианских сентенций вроде «собака друг человека», «как можно носить на себе труп животного?» и т.д. и т.п., но просто «Я не могу на Орлова смотреть!». Вместо истории оборванного и голодного цыганенка, выхватившего у героя яблоко, – спокойно-доброжелательное «Не мог спросить он, что ли?/ Я б угостил его» («Цыганенок»). Вместо описания больничных будней, когда нельзя гулять, играть с прежними друзьями, и белые халаты кругом, и мальчишкам-пациентам остается только выглядывать из окна больницы – «…я фокус им показал <…> Я рад был, что им смешно» и «Я завтра снова приду!» («Детская больница»). Внимание переносится с «ужасной» ситуации или «несчастных» героев – на себя самого, по принципу градации: игнорирование того, что я не могу изменить, но считаю недопустимым (отвернусь от хвастуна в собачьей шапке), сослагательное предположение по исправлению разыгравшейся сцены (я бы угостил цыганенка яблоком) и четкий план по исправлению ситуации длящейся («Я завтра снова приду!»).

Заменить сокрушение о несовершенстве жизни личным участием в ее улучшении – формула удачных «недетски» детских стихов. Но «по вызову» она работать не будет: обостренную ответственность героя за все происходящее нельзя включить, как лампочку, для работы в определенной жанровой разновидности; это свойство специфичной душевной «настройки» самого поэта. Вопрос литературной техники «как написать на сверхпечальную тему без вычурной жалобности?» вырастает в вопрос общечеловеческий: как стать ненавязчивым альтруистом? Писатели – эмоциональный народ, и тихой сапой сеять разумное, доброе, вечное у них не всегда получается…

Вот и я так гордилась ночным «спасением» малыша из гостиницы, что даже пришлось написать эту заметку.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
801
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
827
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1089
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
880

Другие новости