Очень вредная болотная ведьма Верлибаба. Иллюстрация из книги |
Синий волк ест снег и спит в берлоге летом, случайно разбуженный начинает голодать и худеть, а маленькая девочка спасает его, накормив мороженым. Горлопан Витя с воплями бродит по лесу и теряет свой голос – оказывается, его поймал и заключил в пузырек загадочный седой бородатый старичок. Благородный рыцарь Майкл, после битв и побед стремящийся к своей леди Джулии, вдруг попадает в гости к отшельнику, теряет все и остается жить в лесу голым – навсегда. Кукушку, которой надоело сидеть на пружине в часах и куковать, в обеденный час заменяет домовой – правда, никак не может запомнить, что нужно кричать «ку-ку!», вместо этого кричит «гав-гав!» или «хрю-хрю!». Лягушка, которой было одиноко в болоте, отправляется в нелегкий путь – в гости к белке в дупло – и в итоге превращается в древесную лягушку, которая лазает по деревьям. Лилипут Мальков спешит в гости к Великану с подарком в виде банки гуталина, но попадает в дебри... щетки. Это лишь малая часть сказочных сюжетов, от которых буквально лопается новая книжка детского писателя, поэта Игоря Жукова, на счету у которого уже 30 книг стихов и сказок и немало премий, среди которых Всероссийская литературная премия им. Петра Ершова, Всероссийский конкурс «Книга года. Выбирают дети (10 лучших книг для детей)» и Всероссийская премия им. Корнея Чуковского.
Сказки Игоря Жукова замечательны тем, что волшебство не приходится долго искать, вызывать. Оно является, что называется, с полпинка. Или нет, даже не так: автор, похоже, вообще не проводит границы между обыденным и чудесным, фактически ставя между ними знак равенства. Буквально с первой строчки читателя затягивает водоворот неожиданных, часто смешных, иногда ироничных и порой как бы «в проброс» поучительных событий. Ну, вот, скажем, так: «Каждый день очень вредная болотная ведьма Верлибаба уходила на Большую Охоту. Так и говорила: «Пошла на Большую Охоту!» Она пряталась в камышах на болоте и поджидала кого-нибудь из зверей и птиц, чтобы схватить и утащить в самую топь», «Однажды на кухню вошел кот Сеня. – Что тебе угодно, Сеня? – спросила Золушка. Она варила гороховый суп. На часах было десять», «Однажды, когда Миша шел по улице, ему прокусил ботинок Комар», «Однажды Стиральный Таз, который всегда молчал, произнес: «Пожалуй, я двоюродный брат морского корабля».
Игорь Жуков. Да здравствуют бабочки! 36 сказок/ Иллюстрации Виктора Чугуевского. – М.: Октопус, 2019. – 160 с. |
Замечаешь, что сказочник тоже как бы «в проброс» порой оперирует совсем не детскими рефлексивными ремарками. А заключительный цикл в книге «Сказки о танго» – это вообще, пожалуй, сказки для взрослых. Влюбленный царевич Алексей добивается взаимности девицы Ефросиньи. А Ефросинья глядеть на него не хочет, любит только танец танго, и Алексею не остается ничего другого, как научиться его танцевать. А чтобы ощутить ритм и характер танго, нужно положить в карман некий важный предмет. Какой? Почитайте и узнаете. В этих историях, кстати, ощутим дух и витиеватый церемонный стиль московской мистико-романтической повести XIX века. И, конечно, нельзя умолчать о том, что книга оформлена чудесными иллюстрациями Виктора Чугуевского, который создавал рисунки для мультфильмов «Тайна третьей планеты», «Королевский бутерброд» и «Медвежуть».
комментарии(0)