0
5544
Газета Детская литература Интернет-версия

26.09.2019 00:01:00

Человек, который светился

Созвездие Маленьких Сказок на небосклоне большой книжной ярмарки

Тэги: детская литература, сказки, иллюстрации, 32я ммкя, образование, лань, бенуа


14-2-1-t.jpg
Одна лань очень не любила вольеры.
Иллюстрация из книги
Новая книга Юрия Нечипоренко охватывает читательскую аудиторию от шести лет. Особенность книжки в том, что писатель и ученый впервые предстает перед читателями в амплуа сказочника. В маленьком, тоже вполне сказочном, предисловии говорится: «Автор этих сказок больше известен как рассказчик. Сказок раньше он не писал, зато очень любил их читать… И вдруг сказки сами на него набежали, совсем маленькие, как дети из детского сада. Сказки эти про то… » Конечно, сказки про то, что все люди непохожи, что существует множество эмоций, реакций, забавных и не очень событий, взглядов на ситуацию, и все они находятся в непрестанном движении и диалоге. Но есть и какая‑то невычислимая таинственная сила, которая разворачивает события друг к другу добрыми сторонами, помогает людям понять друг друга, наделяет происходящее свечением улыбки.

Маленькие мелодии волшебства разлетаются в воздухе, разворачиваются фантазийными сюитами. Появляется перед вами «человек, который светился», разве вы не замечали раньше – «казалось, что совершенно напрасно он светится всю жизнь, без пользы. Но вот однажды во всем мире погас свет… ». Или вдруг приходит ощущение, что ты ослеп или скорее прозрел: «И остался этот человек совсем без лица. Так и говорили: «На нем лица нет». А ему даже понравилось – все оставили его в покое, ну нет лица и нет». Сказка за сказкой – а их в сборнике 19, – и читатель оказывается в состоянии невесомости, того самого мечтаемого с детства чувства, когда ничто не тяготит, не сковывает. Но невесомость это особенная – движение, перемещение происходят только благодаря возникшей эмоции, чувству, переживанию, где они, будто руки‑ноги, нащупывают и доверяют читающему какое‑то новое пространство, где читатель движим только своими внутренними порывами.

14-2-2-t.jpg
Юрий Нечипоренко.
Маленькие сказки/
ил. Л. Пудеевой.
– М.: Рутения, 2019. – 48 с.
Книга прошла «боевое крещение»: она только что вышла и была представлена на XXXII ММКЯ. Эти короткие сказки в самом прямом смысле обучающие и развивающие, в них предостаточно ситуаций и закономерностей, которые ребенок, увидев словно извне, с другой точки зрения, сумеет оценить иначе, чем прежде. Это становится понятно, если привести начальные фразы сказок: «Одна лань очень не любила вольеры», «Жила‑была упрямая девочка, которая никого не слушалась», «Пришел человек не то к врачу, не то к гадалке и пожаловался сразу на все», «Жил‑был человек из снега – большой и добрый».

Но еще каждая сказка в своей суггестивной целостности словно превращается в букву чего‑то большего, неведомого смысла. А может, в клетку неизвестного пока организма. И из этих букв складываются незнакомые и неожиданные закономерности, алфавит души получает новые буквы‑состояния, которые ведут к открытию иных ситуаций и закономерностей. Кем написаны эти загадочные буквы‑состояния? Как в замечательных старых азбуках Истомина, Бенуа, Конашевича или Татьяны Мавриной – столько значений и загадок клубится в них. Но, может, они написаны неуверенной детской рукой, фантазией на листах задумчивости или догадками о неведомом в собственной душе? Такие мысли приходят после прочтения книги «Маленькие сказки». Когда уносишь эту книгу с ярмарки, кажется, берешь за руку девочку в белом платье с цветочной вышивкой, а после прочтения думаешь, не она ли ведет тебя за ручку…

Любопытна история создания сказок. В аннотации отмечено, что автор много лет, по крупицам, сочинял эту книгу сказок – почти что 30 лет и 3 года. За это время сказки успели сложиться в новую игру: писатели сочиняли для них «новые окончания и интересные продолжения», режиссеры‑постановщики показывали их в театральных студиях Москвы и Самары. В самой книжке тоже есть возможность присоединиться к творческой лаборатории такого огромного коллектива – последний разворот ждет собственного автора в маленьком разделе «Напиши свою сказку и нарисуй свои иллюстрации», а в содержании для будущей сказки пронумерована страница.

Оформление книги совершенно необыкновенное. Автор визуальных изобретений – молодой иллюстратор Любовь Пудеева, которая за эту книгу получила высшую премию для иллюстраторов на ярмарке – звание лауреата конкурса «Образ книги». В большом белом пространстве живут, дышат, летают фигурки и предметы из детства: конфеты, желтые листья, лампочки, шляпы, еловые ветки, лисы, облака, носки, майки. На титульном листе встречает огромный небесный зверь, добрый и всезнающий. К каждой сказке прорисован свой, захватывающий сюжет. Старательный и чуть неуклюжий почерк – реплика из детской обыденности – акцентирует смыслы, живописные и словесные. И сафьяновое ощущение от мелованной бумаги…

Нас окружает множество сказок: авторских и народных, коротких и длинных, но никогда одни сказки не теряются на фоне других. Наоборот, каждая сказка по‑своему фокусирует внимание ребенка. «Маленькие сказки» – словно далекие звездочки‑смыслы, которые вдруг приблизились – как если душистой и тягучей дачной ночью не спеша вглядываешься в высокое небо, и на непривычном для глаза месте, где раньше ничего не было заметно, обнаруживаешь маленькое драгоценное скопление звезд, весело мерцающих там, где, казалось, всего лишь чернота, безымянный кусок неба.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В каждой четвертой школе нет учителей физики

В каждой четвертой школе нет учителей физики

Способно ли российское общество остановить конвейер ущербного образования

0
4477
Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Явка с повинной и чистосердечное признание депутата Затулина

Константин Затулин

0
13967
Откуда пошли Дед Мороз, Баба-яга и Чур

Откуда пошли Дед Мороз, Баба-яга и Чур

Юрий Гуллер

По верованиям древних славян окружающий мир был населен разной нечистью

0
7004
Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Чей труд вознаграждает государство в учебном классе

Антон Зверев

Все проверочные процедуры в действительности оценивают работу не педагога, а репетитора

0
7636

Другие новости