Одна лань очень не любила вольеры. Иллюстрация из книги |
Маленькие мелодии волшебства разлетаются в воздухе, разворачиваются фантазийными сюитами. Появляется перед вами «человек, который светился», разве вы не замечали раньше – «казалось, что совершенно напрасно он светится всю жизнь, без пользы. Но вот однажды во всем мире погас свет… ». Или вдруг приходит ощущение, что ты ослеп или скорее прозрел: «И остался этот человек совсем без лица. Так и говорили: «На нем лица нет». А ему даже понравилось – все оставили его в покое, ну нет лица и нет». Сказка за сказкой – а их в сборнике 19, – и читатель оказывается в состоянии невесомости, того самого мечтаемого с детства чувства, когда ничто не тяготит, не сковывает. Но невесомость это особенная – движение, перемещение происходят только благодаря возникшей эмоции, чувству, переживанию, где они, будто руки‑ноги, нащупывают и доверяют читающему какое‑то новое пространство, где читатель движим только своими внутренними порывами.
Юрий Нечипоренко. Маленькие сказки/ ил. Л. Пудеевой. – М.: Рутения, 2019. – 48 с. |
Но еще каждая сказка в своей суггестивной целостности словно превращается в букву чего‑то большего, неведомого смысла. А может, в клетку неизвестного пока организма. И из этих букв складываются незнакомые и неожиданные закономерности, алфавит души получает новые буквы‑состояния, которые ведут к открытию иных ситуаций и закономерностей. Кем написаны эти загадочные буквы‑состояния? Как в замечательных старых азбуках Истомина, Бенуа, Конашевича или Татьяны Мавриной – столько значений и загадок клубится в них. Но, может, они написаны неуверенной детской рукой, фантазией на листах задумчивости или догадками о неведомом в собственной душе? Такие мысли приходят после прочтения книги «Маленькие сказки». Когда уносишь эту книгу с ярмарки, кажется, берешь за руку девочку в белом платье с цветочной вышивкой, а после прочтения думаешь, не она ли ведет тебя за ручку…
Любопытна история создания сказок. В аннотации отмечено, что автор много лет, по крупицам, сочинял эту книгу сказок – почти что 30 лет и 3 года. За это время сказки успели сложиться в новую игру: писатели сочиняли для них «новые окончания и интересные продолжения», режиссеры‑постановщики показывали их в театральных студиях Москвы и Самары. В самой книжке тоже есть возможность присоединиться к творческой лаборатории такого огромного коллектива – последний разворот ждет собственного автора в маленьком разделе «Напиши свою сказку и нарисуй свои иллюстрации», а в содержании для будущей сказки пронумерована страница.
Оформление книги совершенно необыкновенное. Автор визуальных изобретений – молодой иллюстратор Любовь Пудеева, которая за эту книгу получила высшую премию для иллюстраторов на ярмарке – звание лауреата конкурса «Образ книги». В большом белом пространстве живут, дышат, летают фигурки и предметы из детства: конфеты, желтые листья, лампочки, шляпы, еловые ветки, лисы, облака, носки, майки. На титульном листе встречает огромный небесный зверь, добрый и всезнающий. К каждой сказке прорисован свой, захватывающий сюжет. Старательный и чуть неуклюжий почерк – реплика из детской обыденности – акцентирует смыслы, живописные и словесные. И сафьяновое ощущение от мелованной бумаги…
Нас окружает множество сказок: авторских и народных, коротких и длинных, но никогда одни сказки не теряются на фоне других. Наоборот, каждая сказка по‑своему фокусирует внимание ребенка. «Маленькие сказки» – словно далекие звездочки‑смыслы, которые вдруг приблизились – как если душистой и тягучей дачной ночью не спеша вглядываешься в высокое небо, и на непривычном для глаза месте, где раньше ничего не было заметно, обнаруживаешь маленькое драгоценное скопление звезд, весело мерцающих там, где, казалось, всего лишь чернота, безымянный кусок неба.
комментарии(0)