Когда-то отец русского консерватизма Николай Карамзин предлагал Александру I бросить реформы и назначить хороших чиновников: «Дела пойдут как должно, если вы найдете в России 50 мужей умных, добросовестных, которые ревностно станут блюсти вверенное каждому из них благо┘ россиян, обуздают хищное корыстолюбие нижних чиновников и господ жестоких, восстановят правосудие, успокоят земледельцев, ободрят купечество и промышленность, сохранят пользу казны и народа». Речь, разумеется, идет о губернаторах – тогда их было 50. Карамзин полагал, что если таковые «50 умных» найдутся, то Сенат и министерства смогут «отдыхать на лаврах». Эти слова были произнесены почти 200 лет назад. С тех пор многие поколения русских консерваторов ищут тех «50 умных». Но они почему-то не находятся. Очевидно, что проект путинской вертикали базировался на той же иллюзии. Не доверять местным элитам и плебсу выборы губернаторов, а назначать просвещенных менеджеров. Но то ли менеджеры не до конца просвещенные, то ли болото русской жизни затягивает любого «умного и добросовестного». Система работает плохо.
Без вмешательства высшей власти не может быть решен ни один острый для общества вопрос. Государственные институты парализованы. Последние примеры тому – скандалы вокруг «Охта центра» и поселка Речник. Высочайшего вмешательства ждет даже такой очевидный инцидент, как авария на Ленинском, в результате которой погибли две светлые женщины – Вера Сидельникова и ее невестка Ольга Александрина. Ждет, потому что по сложившейся традиции ГИБДД вопреки очевидным фактам стало на сторону «своего» Баркова, а руководство «ЛУКОЙЛа», где этот Барков ведает безопасностью, отказало семье погибших в компенсации. Я, конечно, с увлечением слежу за набирающей силу народной кампанией по бойкоту автозаправок «ЛУКОЙЛа». Сам к ней присоединился. Еще можно разослать игрушечные модельки красного Citroёn С4 всем членам совета директоров «ЛУКОЙЛа», а главное – начальнику ГИБДД г-ну Кирьянову. Этот субъект к тому же коллекционирует игрушечные машинки и наверняка обрадуется, получив от граждан красную меточку.
Можем еще нацепить на стекла своего авто плакатик «Я ТОЖЕ КРАСНЫЙ CITROЁN». Можем. Это будет так современно, прикольно и весело. Поиграем и забудем.
Все эти флешмобы, господа, – суть проявление коллективной трусости и лени. Бойкотировать нужно не «ЛУКОЙЛ», а институты власти, которые существуют на наши с вами деньги, но служат «корыстолюбию» и «господам жестоким». Власть, конечно, трудно бойкотировать. Пока что это она бойкотирует нас. Но мы не можем постоянно апеллировать к президенту по поводу любого безобразия, мы должны требовать от президента создания таких институтов, которые будут защищать нас, а не Баркова. Нужно не чиновников менять, а всю систему. Просвещенный консерватизм вертикали обернулся полной деинституционализацией страны. В отсутствие конкурентной борьбы за общественное мнение власть обслуживает саму себя, а народу остается уповать на милость президента, изредка развлекая себя флешмобами. Завтра любой из нас может оказаться на пути следования очередного Баркова. Отныне всякая полоса встречная. А суд по наводке ГИБДД еще и взыщет с семьи покойных материальный и моральный ущерб, нанесенный г-ну Баркову. Унтер-офицерская вдова сама себя высекла, заявлял гоголевский городничий воображаемому ревизору из Петербурга. Это из времен предыдущей вертикали «умных и добросовестных».