0
1115
Газета Авторские колонки Интернет-версия

01.03.2013 00:00:00

Генеральная репетиция

Марина Гайковчи

Об авторе: Марина и Сергей Макарычевы - шахматные комментаторы "НТВ-плюс".

Тэги: турнир, шахматы


турнир, шахматы Зал в Цюрихе во время претендентского форума в 1953 году и сегодня.
Фото с сайта организаторов форума

Всего две недели отделяют нас от торжественного момента, когда в Лондоне будут пущены часы и восемь знаменитых гроссмейстеров начнут борьбу за единственный по-настоящему ценный приз предстоящего турнира претендентов – право оспорить корону шахматного короля у ее нынешнего обладателя, индийского гроссмейстера Виши Ананда. Но сегодня два участника этого соревнования в компании с самим чемпионом завершают спор на камерном супертурнире. Он посвящен 60-летию другого претендентского форума, который в далеком 1953 году должен был назвать имя соперника патриарха мировых шахмат, восьмого чемпиона мира Михаила Ботвинника.

Организаторы отнеслись к памяти об этом историческом событии трепетно, вывесив в фойе турнирного зала и выложив в Интернет огромную фотогалерею, посвященную тому форуму. Стоит вспомнить и о книге Давида Бронштейна, в которой гроссмейстер подробно рассказал обо всех партиях того звездного соревнования, в котором участвовал и сам. Один из сильнейших гроссмейстеров своего времени, почти не используя в своих комментариях шахматные варианты, Бронштейн сделал упор на психологию борьбы и тот трудноформализуемый набор соображений и образов, которыми при принятии решений руководствуются гроссмейстеры.

60 лет спустя в Цюрих приехали Виши Ананд, Владимир Крамник, Борис Гельфанд и Фабиано Каруана, чтобы отдать должное необычному юбилею. Конечно, близость турнира претендентов влияет на творчество его участников, в первую очередь Крамника и Гельфанда. До начала турнира было очевидно, что ни тот, ни другой при всей престижности цюрихского супертурнира не намерены раскрывать карты и засвечивать перед будущими соперниками хотя бы малую часть своей подготовки перед Лондоном. Те дебюты, которые применяются претендентами в Цюрихе, можно смело вычеркнуть из их грядущего боевого репертуара, оттачиванием которого Крамник и Гельфанд занимались на протяжении нескольких предыдущих месяцев.

А вот чемпион мира Виши Ананд и молодой итальянский гроссмейстер Фабиано Каруана подобными обстоятельствами ограничены не были. К тому же представлялось очевидным, что после провала на январском супертурнире в Вейк-ан-Зее и досадных неудач на финише турнира в Баден-Бадене Каруана мечтает отыграться и восстановить свое несколько пошатнувшееся реноме. Он стал в Цюрихе главным возмутителем спокойствия, тем забиякой, благодаря которому зрителям не приходится скучать. В камерном супертурнире, в каждом туре которого играются только две партии, это отнюдь нелишне.

Ведь сухие академичные действия Крамника во встречах сначала с Гельфандом, а затем и с Анандом привели к тому, что оба многоопытных соперника экс-чемпиона мира, решив черными кое-какие дебютные проблемы, добились практически полного уравнивания позиции. Тогда как во встречах с Фабиано Каруаной тех же гроссмейстеров бросало то в жар, то в холод. Так, в партии с чемпионом мира итальянский гроссмейстер сначала добился заметного преимущества. Затем, допустив в цейтноте пару невынужденных ошибок, оказался буквально на краю пропасти. Но в критический момент, когда все его уже похоронили, сохранил удивительное хладнокровие и разыскал этюдную тропинку к спасению.

Не менее драматично проходила борьба и в партии второго тура Гельфанда–Каруаны. Надолго задумавшись после рискованной дебютной новинки соперника, итальянский гроссмейстер нашел ее крайне неочевидное стратегическое опровержение. Он смог придать дальнейшей игре такое направление, при котором уступка, на которую пошел Гельфанд, обернулась хроническим дефектом позиции белых. Для окончательного успеха Каруане снова не хватило совсем немного. В оправдание Фабиано можно сказать, что сильнейшее продолжение, мимо которого на 35-м ходу в остром цейтноте соперника прошли черные, выглядит далеко не очевидным.

Мирный исход всех четырех сыгранных на старте партий навел на мысль о появлении определенной тенденции. Отчасти подтвердил это предположение и третий по общему счету, последний тур первого круга. Первым изумил зрителей Борис Гельфанд, который, пожертвовав в дебюте пешку, отказался ее отыгрывать и смог в конечном счете спастись лишь благодаря неточным действиям Виши Ананда. Во время пресс-конференции выяснилось, что Гельфанд просто не заметил несложного тактического удара, который полностью упрощал позицию и являлся логическим завершением всей его объективно сильной дебютной стратегии.

Партия Каруаны–Крамника развивалась по более традиционному сценарию, но около 40-го хода привела к невероятной позиции. Похоже, что на победу здесь все же играл Каруана, но это отнюдь не означало, что Крамник готов был довольствоваться ничьей. Более того, последовавший по окончании поединка экспресс-анализ показал, что в сложнейшей позиции соперники видели почти все, поэтому ничейный исход партии каждый из них может записать себе в актив, а любители шахмат, перефразируя известную формулу Николая Озерова, вправе воскликнуть: «Такие шахматы нам нужны!»


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1492
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1701
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1804
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4133

Другие новости