0
968

18.07.2002 00:00:00

Грустный ангел

Тэги: Зенько, психология, реалия


Зенько Ю.М. Психология и религия. - СПб.: Алетейя, 2002, 383 с.

В конце 1980-х автору этих строк довелось познакомиться со старейшиной историков психологии - Еленой Александровной Будиловой. Она много занималась материалистическим направлением в отечественной психологии - в силу политических обстоятельств. В разговоре она с сожалением упомянула о том, что до сих пор никто не занимался историей той психологии, которая преподавалась в духовных училищах. Сама Елена Александровна в то время такую работу уже делать не могла. Но она надеялась, что после перестройки подобного рода исследования не замедлят появиться. И будь она жива сейчас, она с интересом бы открыла книгу Зенько. Что же она бы там увидела?

Первая глава книги действительно имеет прямое отношение к истории. В ней приводится обширная библиография работ, написанных вне материалистической традиции, за два века - с 1724 по 1925 г. Расположены работы в хронологическом порядке и, как правило, аннотированы. Эта глава - хорошее подспорье для историка. Мешает же в ней односторонняя позиция автора, который утверждает, что только та психология, которая называла себя "наукой о душе", и была "нормальной" (sic!). Главе не хватает непредвзятого анализа дискуссии между "материалистической" и "идеалистической" психологиями. Без знания аргументов спорящих сторон читателю ничего не остается, как верить на слово автору, что психология, изучающая душу, заведомо лучше той, которая творится в лабораториях.

Последующие три главы книги посвящены взглядам современных психологов на органы чувств, феномен схемы тела и психические состояния, включая религиозные чувствования, сны и измененные состояния сознания. В таком переходе от истории к современности самом по себе беды нет - в конечном счете читателя больше интересует день сегодняшний. Однако дальнейшее чтение не вполне оправдывает ожидания. Автор смешивает цели исследования и назидания, слишком часто оставляя позицию исследователя и занимая кафедру проповедника. К сожалению, его морализаторство подчас основано на сомнительных данных и стереотипах. Так, ему и "без специальных психологических исследований видно", что российские подростки занимаются "аутентичными формами секса" меньше американских или что "русское отношение к природе┘ мало напоминает западную и американскую "экологию". Обрушиваясь на наркотики, автор расширяет их список почти до бесконечности, включая сюда и телесериалы - в том числе невинный советский "Кабачок "Тринадцать стульев", - и шоколад, и кофе. Если верить автору, оказывается, что даже Великая Французская революция произошла из-за неумеренного потребления кофе!

Конечно, трудно не согласиться с пожеланием автора "создавать психологию с человеческим лицом и человеческой душой", как и не разделить опасений, что реклама формирует человека-потребителя, а плохие привычки могут перерасти в наркозависимость. Но неизвестно ли нам все это и без книги Зенько?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
1250
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1195
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
1431
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1177

Другие новости