0
1161

13.11.2003 00:00:00

Война без конца?

Тэги: Лакер, война


Walter Laqueur. No End to War: Terrorism in the 21st Century. - New York-London: Continuum Pub Group, 2003, 288 р.

Уолтер Лакер, специалист по истории терроризма и партизанских войн, назвал свою книгу "Нет конца войне" и даже не поставил вопросительный знак. Увы, картина, нарисованная им, настолько мрачна, что для сомнений автор места просто не оставляет.

Терроризм далеко не всегда так сильно влиял на жизнь мира, как это происходит сейчас. До второй половины девятнадцатого века его вроде бы не существовало. Потом благодаря Ирландии и России ситуация изменилась, но никогда не была стабильной. Бывали десятилетия, когда о террористах почти что забывали, а отдельные нападения были просто уделом безумцев-одиночек, но затем проходило время и появлялись новые организации, опять гремели выстрелы и взрывы.

Первый печальный тезис, который формулирует Лакер, - это мысль о постоянном присутствии в истории человечества если не самого терроризма, то непосредственно связанных с ним феноменов. Речь идет прежде всего о самоубийстве как средстве достижения высоких, иногда даже общегосударственных целей. Лакер перечисляет страны и культуры, где жертвование собственной жизнью на поле боя всячески культивировалось. И тогда получается, что духовными родственниками нынешних шахидов были не только Желябов и Перовская, но и триста спартанцев, сложивших свои головы в Фермопилах, и древние римляне, уверенные в том, что жизнь отдельного гражданина значит куда меньше, чем процветание республики, и викинги, прославлявшие смерть в бою как единственно возможную дорогу в пиршественную залу Одина, и нацисты, полуобожествлявшие своих соратников, погибших в уличных столкновениях на рубеже двадцатых-тридцатых годов, и Александр Матросов, закрывший амбразуру пулемета, и японские камикадзе. Иными словами, во все времена мир знал цивилизации, где цена жизни одного человека была ничтожна, и его добровольная гибель считалась не трагедией, а восхождением на иной уровень. Если с этим согласиться, то получается, что те мрачные силы, которые движут сегодняшними террористами, всегда были присущи homo sapiens, только при каких-то обстоятельствах они дремлют, а при других - просыпаются.

Не очень веселое соображение само по себе, но к нему автор прибавляет еще и другие, тоже не слишком обнадеживающие. Прежде всего он заявляет о невозможности сформулировать какие-либо общие причины для возникновения террористических движений. Версия о психических отклонениях у большинства террористов не выдерживает критики, так как многие из них - по крайней мере те, внутренний мир которых стал более или менее известен исследователям, - оказались вполне "нормальными" людьми. Другое напрашивающееся объяснение, предлагающее искать корни терроризма в социальных проблемах, тоже несостоятельно. Никто еще не смог четко ответить на вопрос, почему в одних бедных странах терроризм распространяется, а в других нет, и почему он не возникает в обязательном порядке в самых бедных регионах мира. Не выдерживает экзамен на право называться единственным вдохновителем террора и исламский фундаментализм. Несмотря на огромное распространение терроризма в мусульманских странах сегодня, нельзя не вспомнить католиков-ирландцев, православных русских и индусов - Тамильских тигров. Последние, кстати, за сопоставимые сроки совершили чуть ли не в два раза больше покушений, чем, скажем, палестинцы.

Какой же из всего этого можно сделать вывод? Очевидно, все приведенные выше факторы, в сочетании с многими другими, по-разному воздействуют на людей в разных частях света. Хорошенькое дело! Это ведь означает, что дальнейший ход событий предсказать просто невозможно. О каком-то конкретном готовящемся покушении можно узнать, но предсказать, в какой стране политика правительства или недовольство молодежи или просто появление харизматической личности, проповедующей террор, приведут к возникновению новой "Аль-Каиды", - увы, вряд ли получится.

И все же можно с большей или меньшей вероятностью предположить, по каким путям терроризм будет развиваться. Во-первых, терроризм за последние полтора столетия стал намного более жестоким. Автор приводит множество фактов совершенно немотивированной, садистской жестокости современных террористов из разных концов света, подвергавших своих жертв многодневным (!) истязаниям - не ради получения выкупа или нужных сведений, а просто так, чтобы перед смертью помучились. В большинстве случаев эти пытки снимались на видео. Ведь от количества пролитой невинной крови будет зависеть внимание средств массовой информации, столь любезных сердцам нынешних террористов! Резко изменить лицо терроризма могут и другие достижения научно-технического прогресса. Если нож и взрывчатка - традиционные орудия террориста - уступят место вирусу Эбола или плутонию, то нам всем не позавидуешь.

Но и это еще не все. Большую часть книги Лакера, естественно, занимает анализ событий 11 сентября, и на этом примере очень хорошо видно, насколько современная цивилизация оказалась неготовой к произошедшей трагедии. Дело не только в промахах спецслужб, хотя описанию недостатков работы ЦРУ автор посвятил несколько весьма выразительных страниц. Но если бы дело было просто в недостаточной подготовленности контрразведчиков, то ситуация не казалась бы такой безысходной. Однако, читая Лакера, начинаешь просто впадать в отчаяние. Востоковеды всех стран практически не занимались изучением исламского терроризма, считая подобные темы неполиткорректными и обвиняя тех, кто пытался об этом писать, конечно же, в сионизме. Демократические европейские государства до последнего времени не предпринимали почти никаких усилий для того, чтобы хотя бы ограничить деятельность проповедников гибели западной цивилизации, не говоря уж о высылке наиболее одиозных фигур. Количество интеллектуальных идиотов, в той или иной мере приветствовавших события 11 сентября, тоже производит сильное впечатление...

И что же теперь? Читая Лакера, все время ждешь, что в конце будет какой-то - если не обнадеживающий, то по крайней мере хоть немного успокаивающий вывод, какие-то рекомендации - как можно избежать терроризма, или хотя бы ограничить его распространение, или хотя бы сделать более успешной борьбу с ним. Увы... Если верить автору, конца войне нет и не будет. Честно говоря, верить ему очень не хочется.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1688
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1599
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1362
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1544

Другие новости