Системная история международных отношений в четырех томах. 1918-2003. События и документы. Отв. ред. Богатуров А.Д. Т. 1-2.
М.: Московский рабочий, 2000. Т. 3. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2003. Т. 4. М.: Научно-образовательный форум по международным отношениям, 2004.
Через 13 лет после распада Советского Союза вышел первый сводный обобщающий труд, позволяющий увидеть историю международных отношений ХХ века с современных методологических позиций. Первые его два тома были опубликованы еще два года назад. Наконец, вышли третий и четвертый.
Рецензируемый четырехтомник несет отпечаток острой политической полемики в нашей стране, которая шла в годы, когда данный труд, надо полагать, задумывался. Авторы применили в своей работе системный и в то же время "политически нейтральный" подход, написали книгу, читать которую будет непротивно - как не шибко окостенелому марксисту, так и не слишком "оголтелому" либералу. В каком-то смысле, подражая виртуозам либеральной аналитики советских лет, они ухитрились выстроить текст, в котором оказались не нужны ни хлесткие обвинительные формулировки, ни чеканные оправдательные суждения. Материал говорит с читателем, не насилуя его ум и сознание. При этом структурно все выстроено почти безупречно.
Более того, поскольку каждый событийный том сопровождается соответствующим томом документальным (составители А.В.Мальгин и А.А.Соколов), авторские оценки можно тут же сверить или уточнить. В каком-то смысле такой "документированный" подход отвечает возросшему уровню свободы или, по крайней мере, раскованности, мышления. Читатель все чаще отказывается принимать "истину на веру", стремится жить "своим умом", лавируя и выбирая между конкурирующими взглядами и позициями. Кстати, подобной документированной истории международных отношений в нашей стране не было, как не было в ней и "сквозной версии" этой истории, написанной целиком с позиций системного подхода.
Событийные тома составляют около 1300 с., а вместе с документальными объем издания доходит до 110 печатных листов. Это на самом деле фундаментальный труд, в лучшем смысле возрождающий традицию базовых многотомных изданий в сфере международной политики, прерванную в начале прошлого десятилетия. Благодаря энтузиастам, рискнувшим приниматься за труд в смутное время 90-х годов, можно говорить, что минувшие полтора десятилетия не стали потерянными. При всех тяготах научный поиск шел, принося замечательные результаты.
Авторы фактически перезаложили фундамент систематизированной фактологии в сфере изучения истории международных отношений и при этом возвели научно убедительную концептуальную конструкцию, опираясь на которую или даже, напротив, отталкиваясь от нее, отечественным ученым будет несопоставимо легче идти дальше. Сделана заявка на новый канон исторической достоверности, фактологической добротности и теоретической состоятельности. Предстоит, конечно, еще увидеть - устоится этот канон или будет смят, но заявка на него представляется достойной.
Конечно, в книге учтены документальные открытия 90-х годов. Благодаря опубликованным советским и американским архивным материалам (прежде всего введенным в научный оборот в исследованиях Института всеобщей истории, Института российской истории, Института США и Канады РАН, а также МГИМО МИД РФ) наши представления о мотивах поведения государств и действительном характере отношений между ними и их лидерами существенно обогатились. Но, сделавшись недавно известными, эти факты, собранные вместе в системной концепции авторов, заиграли неожиданными красками. Региональные сюжеты, самым непривычным образом располагаемые рядом с анализами проблем глобального порядка, не столько опрокидывают традиционные интерпретации, сколько насыщают их новыми смыслами, заставляют по-новому "переживать", казалось бы, давно известные сюжеты.
К примеру, в первом томе абсолютно новаторская глава о пограничной политике Советской России в начале 20-х годов (автор - А.Остапенко). Ничего похожего пока в отечественной литературе просто не писалось. Конфликты большевистского руководства с сопредельными государствами не только поданы в живом, реалистическом и внятном ключе, но и вписаны в широкий международный контекст тогдашних отношений между ведущими мировыми державами.
Во втором томе - превосходные фрагменты о территориальном устройстве мира в 40-х годах (гл. 2). Надо заметить, что на сегодняшний день "Системная история" - единственное русское издание, из которого можно почерпнуть почти исчерпывающе подробные и достоверные сведения обо всех тонкостях перекройки международных границ той поры в Европе и Азии. При этом текст написан таким образом, что читатель ощущает непрерывную связь между территориальными спорами 30-40-х годов и конфликтами нового территориального передела в Европе в 90-х.
Удачные страницы книги - анализ американских внешнеполитических концепций от "сдерживания" до "гибкого реагирования". Их анализ - возможно, недостаточно подробный и, как кажется порой, приноровленный к восприятию скорее студенческо-аспирантской аудитории, - в то же время отличается ясностью понятий, корректностью оценок и, что существенно, структурированностью изложения. В итоге читатель - редкий случай - не путается в обилии доктрин и концепций.
Наконец, в книге дан первый в отечественной науке вариант анализа международных отношений последних полутора десятилетий, включая сюжеты войн на пространстве СНГ, в Юго-Восточной Европе и других регионах мира. В этом смысле работа тоже является первопроходческой, в ней предложена ясная и убедительная схема международных отношений нового этапа глобального развития. Этот этап продолжается сейчас.