0
2312

07.10.2004 00:00:00

Детки в клетке

Тэги: Щепанская, Система, традиции, субкультура, хиппи


Татьяна Щепанская. Система: тексты и традиции субкультуры.- М.: ОГИ, 2004, 286 с.

Повалившие одно за другим в конце 80-х годов исследования так называемых неформальных молодежных объединений очень любили в среде героев этих скороспелых публикаций. Прихиппованный народ был не чужд самоиронии, но ни одна доморощенная байка в подметки не годилась творениям социологов. Рассуждения этих спецов, открывших непаханое поле для своих изысканий, имели столь мало общего с реальной жизнью Системы, что вызывали гомерический смех.

Новая книга Татьяны Щепанской, изданная под эгидой Центра типологии и семиотики фольклора при Институте высших гуманитарных исследований РГГУ, наглядно иллюстрирует механизм непонимания сути подобных явлений сторонним наблюдателем. Автор - не столько социолог, сколько этнограф, и интересуют ее в первую очередь бытующие в сообществе символы и механизмы их функционирования. "Тексты и традиции" молодежной культуры рассматриваются здесь с точки зрения семиотики, поэтому метод явно доминирует над материалом, подчиняя его себе. А в подобных случаях казусов не избежать.

Недоразумения начинаются уже с объяснения помещенного на обложку слова "Система". Изначально оно было самоназванием - во многом ироничным - весьма аморфного сообщества советских хиппи, из которого со временем выделялись новые группы (например, первые отечественные панки). Щепанская же объединяет в Систему едва ли не все молодежные течения, некогда именовавшиеся "неформальными", вплоть до скинхедов и футбольных фанатов. Впрочем, поскольку субкультура агрессивных молодежных движений ей явно знакома мало, анализу подвергаются преимущественно группки, действительно имевшие непосредственное отношение к Системе (хиппи, ролевики и др.). Тут ограниченность круга общения пошла автору скорее на пользу.

Куда серьезней другой недостаток: рассматривая бытовавшие в Системе знаковые явления (одежду, украшения, сленг), Щепанская намеренно игнорирует роль, которую в ней играли наркотики. Признавая сильное влияние наркокультуры на хипповский сленг, она вопреки очевидному утверждает, что отношение к "дури" в Системе было довольно негативным. Игнорируется и целый пласт порожденных Системой текстов. Под "текстами субкультуры" разумеются прежде всего граффити в местах тусовок, компьютерная переписка и послания в питерскую газету объявлений "Сорока". Зато знаменитый "манифест трех системных людей" (или "манифест Сталкера"), с которым исследователь молодежной субкультуры 80-х годов непременно должен быть знаком, не поминается вовсе. Что, впрочем, неудивительно: ведь манифест был попыткой вполне рационального анализа развития Системы и ее идеологии, а Щепанскую занимает совсем другое - роль символов в организации сообщества и регулировании его существования, способы их интерпретации на разных уровнях Системы, механизмы сохранения и передачи информации.

Для интересующихся историей молодежной культуры или, шире, историей инакомыслия в нашей стране книга дает мало. Четко представить себе образ жизни советских хиппи по ней невозможно: Щепанская анализирует не столько реальную Систему, сколько ее мифологический образ, существующий в представлении ограниченного числа людей. Получается картина, хоть и напоминающая реальность, но упрощенная, утрированная. Зато принципиальная схема работает: показаны принципы развития сообщества, в частности механизм управления отдельными группами, существующими в рамках Системы, где нет формальных лидеров.

Напротив, для этнографов и антропологов работа Щепанской - настоящая находка. На материале традиционной культуры очень трудно показать, каким образом символы и ритуалы служат средствами регуляции социальных отношений - ведь от нее остались только жалкие фрагменты. А вот доступная наблюдению молодежная субкультура предоставляет для этого широкие возможности. Так что американский социолог, заявивший в 60-е годы, что "хиппи непродуктивны, а потому они - паразиты", явно недооценил приносимую ими пользу. Они, как показала Татьяна Щепанская, могут послужить замечательными подопытными кроликами для представителей различных социальных наук. Как говорится, чего добру пропадать?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Госдуме обещают встать на сторону защиты

В Госдуме обещают встать на сторону защиты

Екатерина Трифонова

Адвокатское сообщество лоббирует поправки в самый главный для себя закон

0
1029
Тени забытых предков откликаются на зов "Кукушки"

Тени забытых предков откликаются на зов "Кукушки"

Наталия Григорьева

Черно-белый якутский триллер рассказывает зловещую историю вымершей деревни

0
746
Башкирская "Гроза" не обошлась без подражаний

Башкирская "Гроза" не обошлась без подражаний

Елизавета Авдошина

В Москве завершается фестиваль "Золотая маска"

0
732
В Хабаровске пройдет I Фестиваль новой музыки

В Хабаровске пройдет I Фестиваль новой музыки

Иван Бережной

0
460

Другие новости