0
1534

20.01.2005 00:00:00

Петит


БОГ, КАРАЮЩИЙ УГНЕТАТЕЛЕЙ

Шмуэль Айзенштадт. Пророки: Их эпоха и социальное учение. - М.: Параллели, 2004, 248 с.

Книга эта написана в Москве начала двадцатых, впервые увидела свет в 1926 году, но повествовала о временах еще более давних. Речь в ней идет о первом тысячелетии до нашей эры - времени, когда еврейские пророки в отличие от волшебников и прорицателей других ближневосточных этносов осознали себя слугами своего народа, выразителями "не собственной воли, а воли высшего, сверхъестественного, справедливого Существа".

Движение пророков интересно прежде всего как попытка переустроить общество на началах справедливости. Во многом это определялось особенностями их религии, "социальной", в отличие от остальных религий Ближнего Востока, "религий природы". "Для пророков Бог оставался вечно неизменным, источником социальной истины и справедливости, силой, карающей тиранов и угнетателей┘"

Что такое пророк в изначальном значении слова? Каковы особенности религии ветхозаветных пророков? Что можно сказать об источниках по пророческому движению - библейских книгах пророков? Каковы были взаимоотношения между пророками и официальными еврейскими священнослужителями? Какие социальные и политические идеи выражали пророки? Какую роль играли пророки в формировании еврейской государственности и в истории еврейского народа? Как отразилось пророческое движение в фольклоре и в литературе? Обо всем этом говорится в книге.

Историческая наука ушла далеко вперед с середины двадцатых, но любопытно, какими виделись исследователю того времени, казалось бы, хорошо известные события, как он находил прежде всего борьбу за социальную справедливость даже там, где современный читатель не стал бы ее искать.

Биография Шмуэля Айзенштадта не менее увлекательна, чем история ветхозаветных пророков. Он родился в Белоруссии в 1886 г., в революцию 1905 г. арестовывался за распространение нелегальной литературы, потом уехал учиться за границу, получил степень доктора права в Бернском университете. Вернувшись, преподавал еврейское право, работал в сионистских организациях, издавал журнал на иврите. В 1916 году создал и возглавил отдел книг на иврите и на идиш в Румянцевской библиотеке в Москве. В 1925 г. уехал с семьей в Палестину. Возрождал язык иврит, изучал историю еврейского рабочего движения, преподавал еврейское право и дожил до 1970 года.

Было много общего в эпохе пророков, когда складывался его народ, и начале двадцатого века, когда этот народ получил надежду вернуться на землю предков. В движении пророков Айзенштадт видел прежде всего стремление к справедливому устройству общества. Точно так же и сионизм в начале своей истории был тесно связан с социалистическими идеями.

Иллюстрации для книги издатели позаимствовали из французского труда по священной истории семнадцатого века. Жаль только, что труд Айзенштадта напечатали в двойном переводе с английского. Но переводчики с языка идиш в наше время немногочисленны, так что спасибо и за такое издание.

Майя Шполянская


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
1020
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1162
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1440
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
1032

Другие новости