Никласc/ Пер. с нем. А.Антоновского. - М.: Праксис, 2005, 256 с. (Образ общества).
Еще в 1994 году в Дюссельдорфе один из самых выдающихся социологов столетия Никлас Луман (1927-1998) выступил с докладом "Реальность массмедиа". Позже вышел, весьма дополненный, одноименный труд в Германии, а затем и в России. Справедливости ради стоит сказать, что отрывки были опубликованы еще в 2003 году в "Отечественных записках".
Проблема понимания природы массмедиа Европу взволновала давно. На образовательном уровне еще в 70-х годах ЮНЕСКО сформулировало свое отношение к медиакультуре и медиаобразованию как к некоей гуманитарной дисциплине, призванной научить человечество критично воспринимать медийные сообщения. С гностических позиций и философы и социологи с незапамятных времен формулируют отношение к субкультуре феномена массмедиа.
Создатель концепции социальных систем Луман рассматривает массмедиа как вполне самостоятельную социальную систему, влияющую на общественные отношения и самостоятельно развивающуюся в собственных границах. Откуда возникает "новость" и как развивается сформированная ее реальность - это, пожалуй, главный вопрос труда Лумана. Но как раз здесь и есть повод для спора об информационных характеристиках объекта и собственно новостных. Замечательно, что автор эту возможность поспорить оставляет читателю и подчеркивает, что "реальность массмедиа, можно было бы сказать - их реальная реальность, состоит в их собственных операциях".
По Луману, система массмедиа - система закрытая, производящая медийный продукт в самой себе и для себя на основе собственного бинарного кода "информативность-неинформативность", а оценить ее можно посредством наблюдения наблюдателей (любимый пассаж автора). Тем не менее связь с другими системами очевидна, ибо "то, что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы знаем благодаря массмедиа".
Луман оставил нам работу, над которой еще придется поспорить и задуматься. Понимание природы массмедиа и нашего к ней отношения со времен изобретения человечеством технических средств передачи информации перевернуло многие человеческие ценности и приемы восприятия действительности. С момента изобретения печатного станка средства массовой коммуникации развиваются по законам своей системы "как следствие функциональной дифференциации общества".