0
3588

01.09.2005 00:00:00

Натюрморт как пароль эпохи

Тэги: Виппер, Проблема и развитие натюрморта


Борис Виппер. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005, 384 с.

Монография одного из основателей отечественного искусствоведения Бориса Робертовича Виппера публиковалась в 1922 году в Казани и давно стала библиографической редкостью. "Проблема и развитие натюрморта" - его первый большой труд, результат работы над диссертацией, которую он защитил в 1918 году. Книга эта не утратила научной ценности, ведь натюрморт до сих пор является наименее изученным жанром.

В книге Виппера речь идет об изначальных теоретических и философских вопросах натюрморта. Этим она созвучна с работами Флоренского и Хайдеггера, в которых мыслители через анализ художественного произведения подходили к рассмотрению таких фундаментальных тем, как "вещь", "пространство", историческое изменение отношения человека к миру.

Натюрморт настолько привычен, что зачастую воспринимается как несамостоятельный, утилитарный жанр, как украшение интерьера или средство для оттачивания технического мастерства. За привычкой утрачивается внутренний смысл жанра, который и стремится раскрыть Виппер. Он ставит и более значительную задачу - натюрморт рассматривается как ключ к живописи вообще, ведь именно здесь в наиболее чистом виде проявляется соотношение формы и содержания, видны особенности эпох, стилей и направлений.

Вместе с тем натюрморт - весьма специфический жанр. Это живопись, изображающая предмет, нечто оторванное от естественной среды и стихии, то, чему рукой человека придана новая целесообразность. В этом смысле современная Випперу живопись (Сезанн, кубисты) вообще натюрмортна. Сезанн изображает гору Сен-Виктуар или Амбруаза Воллара так, как если бы он изображал яблоки. Но так же предметно он выстраивает все пространство картины: "Кубисты, которые непосредственно продолжают Сезанна┘ не изображают предметы, но изображают предметами". И напротив, живопись импрессионистов, темой которой нередко становится натюрморт, в подлинном смысле слова ненатюрмортна, поскольку изображает не предмет, а его чувственное явление, в бликах света, в переливах и рефлексах цветов, в искажении формы в воздушной среде.

Виппер констатирует рост субъективизма в ходе истории - в средневековом искусстве вещь выдает незримое присутствие хозяина, в эпоху барокко завязывает интимные отношения с воспринимающим субъектом, в начале ХХ века передает всю активность в руки художника, свидетельствуя о наступлении технократической эпохи, в которой мир - лишь поле для человеческой деятельности.

Теория сочетается в книге с богатым фактическим материалом, подробным историческим анализом, начиная с предпосылок возникновения натюрморта в наскальной живописи, где наряду с натуралистическим изображением человека и животных зарождается особое чувство предмета и его частей, изолированных и схематизированных, - и до эпох, в которых натюрморт определился как отдельный жанр (в XVII веке, в эпоху барокко) и получил высшее развитие (в XIX - начале XX века в творчестве Сезанна, кубистов, футуристов).

Манеру письма Виппера вполне можно назвать живописной, она зримо и чувственно передает характер описываемых работ, что отчасти объясняется необходимостью, ведь во время написания книги возможности иллюстрирования были крайне ограниченны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Владимирская епархия считает, что поэма "Москва-Петушки" имеет деструктивный характер

Андрей Мельников

Владимирская епархия против эсхатологии Венички Ерофеева

0
1293
Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Отечественную историю предлагают чествовать 28 января

Иван Родин

Для нового памятного дня депутаты взяли дату рождения Ключевского, а не Мединского

0
1038
Восстановление инвестиций переносится на 2026 год

Восстановление инвестиций переносится на 2026 год

Ольга Соловьева

Оживление в промышленности начнется только при снижении ставки ЦБ до 14%

0
1400
Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Энергетику Дальнего Востока ждут большие перемены

Михаил Сергеев

Отраслевые спады в регионах банкиры описывают как замедление экономической активности

0
1231

Другие новости