0
1265

16.02.2006 00:00:00

Католики сожгли родную хату...

Тэги: констан, повседневная жизнь французов во времена религиозных войн


Жан Мари Констан. Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн. / Пер. фр. Е.Морозовой. – М.: Молодая гвардия; Палимпсест, 2005, 342 с.

Книга современного французского историка Жана Мари Констана дает возможность узнать факты и увидеть общую картину эпохи, которую прежде нам приходилось представлять себе главным образом по романам. Правда, это были не самые плохие романы – «Королева Марго» и «Графиня Монсоро» Александра Дюма, «Хроника царствования Карла IX» Проспера Мериме, «Юные годы короля Генриха IV» Генриха Манна, но все же романы.

Трагический парадокс, пишет автор, как раз в том, что религиозные войны во Франции XVI века были самой что ни на есть «повседневной жизнью».

Второй великий раскол европейского христианства (после схизмы 1054 г., непримиримо разведшей католиков и православных) стремительно развился после 1517 года (года публикации «95 тезисов» Мартина Лютера) и казался знамением Судного дня. Протестанты настаивали на ограничении королевской власти, на расширении прав местного самоуправления, на более широких экономических свободах и гарантиях прав личности. В стране, едва начавшей приближаться к долгожданному государственному единству и считавшей себя европейским оплотом истинной католической веры, протестанты виделись едва ли не слугами Антихриста и национальными предателями.

Сознание большинства подданных французской короны было еще вполне средневековым. А для средневекового сознания, говорит автор, любое нарушение вековых привычных норм есть катастрофа. Отрицание почти всех католических обрядов и таинств, жесточайший моральный ригоризм, открытое предпочтение небесного земному (учение о предопределении, не оставляющее простолюдину надежды на спасение души) с одновременным служением земной суетности (протестанты-работодатели заставляли работников-католиков трудиться в праздничные дни), подчеркнутый социальный и бытовой сепаратизм – все эти черты порождали в католических массах страх и ненависть к протестантам. К тому же с начала XVI века во Франции проявилось такое характерное для кризисных эпох явление, как всплеск мистицизма и эзотерики (его ярчайший представитель – пресловутый Нострадамус). Атмосфера жутко-невнятных пророчеств и ожиданий «грядущего царства» (Христова или Антихристова – кто скажет?) дополнительно разогревала и без того накаленную обстановку.

Вместе с тем автор обоснованно указывает, что 40-летний период религиозных войн во Франции XVI века ни в коем случае нельзя интерпретировать как одностороннюю инициативу, как террор злобных реакционных католиков-монархистов против невинных прогрессивных протестантских овечек-«демократов» (подобный подход долго господствовал в советской исторической науке). Ненависть и насилие были настолько обоюдны, что принять определенную сторону в этом историческом конфликте просто невозможно. Протестант Агриппа д’Обинье, автор художественного документа эпохи – «Трагических поэм», свидетельствовал, что массовые избиения католиков, учиняемые протестантами, вполне могли соперничать по степени беззакония с действиями другой стороны. А, скажем, порядки, установленные в Женеве французским беженцем, протестантом Жаном Кальвином во время его «персональной теократии», были ничуть не лучше духовного и физического насилия над подданными со стороны какого-нибудь жестокого феодального сеньора. Вряд ли случайно, что Жан Кальвин ушел из жизни в 1564 году, в самом начале эпохи религиозных войн – пример его режима был уж слишком «вдохновительный».

Центральное событие эпохи – парижская Варфоломеевская ночь 24–25 августа 1564 года – вошло в европейский менталитет как общепонятный символ кровавого беззакония. Автор приводит шокирующее, но необходимое (для знания истины) пояснение, почему и Варфоломеевская ночь, и многие другие массовые убийства на религиозной почве, совершавшиеся в то время, неизменно сопровождались термином «резня». Оказывается, вспарывание живота живому человеку воспринималось как своего рода ритуальное действие-оберег – средоточием гнусной ереси и вместилищем дьявольских заблуждений считалась именно утроба┘

Нантский эдикт 1598 года, инспирированный королем Генрихом IV, автор называет «началом борьбы за права человека». В очень широком историческом контексте можно сказать и так. Генрих IV, тот самый король, который заявил, что «Париж стоит мессы» (ради занятия престола он перешел из протестантизма в католичество), сделал лишь первый шаг в этом направлении: вслед за «началом» последовало 200-летнее продолжение. Впереди Европу ждали Тридцатилетняя война 1618–1648 годов (своего рода немецкое повторение французских событий), отмена Нантского эдикта в 1685 году, чудовищные драгоннады Людовика XIV и прогремевшее на всю Европу дело колесованного в 1774 году в Тулузе протестанта Жана Каласа, по поводу которого восстал сам Вольтер и которое в известном смысле породило идейный потоп Великой революции. Окончательные гарантии политических и религиозных прав французские протестанты получили только в ноябре 1789 года по решению Национальной ассамблеи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Зарплатная гонка оказалась не всем по зубам

Анастасия Башкатова

Промышленность скорректировала приоритеты: сохранение имеющихся работников вместо расширения штата

0
1233
"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

"Гражданская инициатива" продолжит выборные кампании и в будущем году

Дарья Гармоненко

Лидер партии Андрей Нечаев и координатор платформы несистемщиков Борис Надеждин остаются партнерами

0
752
Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Центробанк описал свои антикризисные достижения по заветам Михаила Жванецкого

Михаил Сергеев

Сотрудники мегарегулятора подробно рассказывают, как рубль оказался среди наихудших валют в мире

0
1392
СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

СИЗО – лучшая база для сбора доказательств

Екатерина Трифонова

Право арестанта на общение с родными зависит от его показаний и следователя

0
1053

Другие новости