0
1469

17.01.2008 00:00:00

Человек в футляре

Тэги: свендсен, философия моды


Ларс Свендсен. Философия моды/ Пер. с норв. А.Шипунова. – М.: Прогресс-традиция, 2007. – 256 с.

Норвежского философа Ларса Свендсена нельзя назвать маргинальным мыслителем. Как-никак он доктор философии, занимает профессорскую ставку в университете города Бергена и имеет солидный публицистический стаж. Однако для своих книг он выбирает темы, на первый взгляд, далекие от современного академического мейнстрима. С одной из них русский читатель уже знаком: в 2003 году в издательстве «Прогресс-традиция» вышла свендсеновская «Философия скуки» – этакий культурно-психологический справочник отдыхающего интеллектуала, написанный в ненавязчивой эссеистической манере и, кстати говоря, с большим энтузиазмом воспринятый европейским сообществом. Теперь то же самое московское издательство предлагает перевод «Философии моды» – одного из последних сочинений Свендсена, впервые изданного в Бергене в 2004 году.

Правда, надо признать, что на сей раз Свендсен не является первопроходцем. Несмотря на явное легкомыслие предмета, мода уже давно стала предметом серьезных академических штудий. Особенно в последнее время, когда изучение моды явно вошло в моду. «В этом отношении, – не преминул заметить Свендсен со свойственным ему желчным остроумием, – разница между одеждой и философией не столь велика, хотя философы более медлительны, чем представители мира моды. Вряд ли можно ожидать, что все мыслители каждый сезон будут представлять совершенно новые коллекции мнений. Философы неохотно соглашаются с тем, что их наука подвержена влиянию моды». Впрочем, похоже, что для самого Свендсена нет проблемы в том, что его новый опус могут счесть просто данью моде. Ведь хотим мы этого или не хотим, но вне моды сегодня остаться невозможно: если ты и не следуешь моде, она все равно преследует тебя. Поэтому главный вопрос, которым задается Свендсен в своей книге, звучит так: «Что значит жить в мире, в котором мода является принципом?»

В выборе стратегии для ответа на этот вопрос Свендсен действует как искушенный постмодернист. Он делит книгу на девять глав, которые, как заверяет автор, совершенно не обязательно читать последовательно. Каждая из них называется просто и ясно: «Принцип моды – новое», «Мода и язык», «Мода и тело», «Мода и потребление», «Мода и искусство», «Мода как жизненный идеал», – так что уже на уровне содержания можно составить себе представление, через какие щели мода просачивается в нашу частную жизнь. В какую из этих щелей заглянуть сначала, действительно, не имеет принципиального значения, потому что в мире моды действует не логика, а закон круговой поруки: проникая в язык, мода завладевает нашим телом, создавая наше тело, она управляет нашим потреблением, оказывая влияние на потребление, она претендует на формирование идентичности, а что такое идентичность, как не способ, которым мы описываем самих себя? Вот все эти концентрические круги и исследует Свендсен, беря к себе в помощники всех, кто когда-либо писал о моде, от Георга Зиммеля и Герберта Спенсера до Жиля Липовецки и Жана Бодрийяра.

Пожалуй, основное отличие свендсеновской философии моды от всех предыдущих подобных начинаний, скажем, «Философии моды» Зиммеля или «Системы моды» Ролана Барта, состоит в том, что норвежский философ не стремится создать универсальную парадигму моды. Он вообще отказывает моде в статусе универсального антропологического феномена. Единственным критерием, который, на его взгляд, позволяет фиксировать моду, оказывается принцип новаторства. Мода – это то, что всегда противопоставляет себя традиции. В этом она никогда не изменяет себе. В этом залог ее постоянства в современном обществе. Потому что сколь бы абсурдными ни казались изменения ради самих изменений, именно в силу своей иррациональности они дают человеку иллюзию свободы. Правда, замечает Свендсен, «проблема заключается в том, что в данном случае происходит замена одной доминирующей силы другой и человек точно так же, как и раньше, подчиняется тирании новой моды. Современность освобождает от традиции, но делает рабами нового императива».

Читать свендсеновскую «Философию моды» увлекательно и поучительно, как, впрочем, всегда, когда имеешь дело с разоблачением стереотипов. Самый распространенный из них, наверное, заключается в том, что мода способна отражать дух времени и, таким образом, обладает правом отбрасывать на обочину истории всех, кто ей не следует. Точка зрения Свендсена на этот счет выглядит более уравновешено: «Всегда существует соблазн попытаться найти соответствие между развитием моды в одежде и развитием общества, и, безусловно, нам удастся найти здесь точки соприкосновения, потому что мода – важная составляющая этого общества, но все же в первую очередь она создается на фундаменте предыдущих мод, а не в виде комментария к жизнедеятельности общества... Если в этом сезоне юбки длиннее, это совсем не означает, что общество стало пуританским, это происходит потому, что до этого они были короче».

Особенно отрезвляюще действует чтение последних глав книги, где Свендсен анализирует расхожее представление, согласно которому одежда способна отражать и формировать индивидуальность человека. Свендсен не отрицает, что поиск имиджа в современном мире приобрел характер modus vivendi. Пример тому – Мадонна, вновь и вновь изобретающая саму себя при помощи новых стилей. В итоге, впрочем, получается как раз все наоборот: «В результате... возникла личность, лишенная какой бы то ни было стабильности, личность, которая исчезает, никогда не становясь самой собой». Как говорится, за что боролись...

Главный итог своих поисков значения моды Свендсен формулирует коротко и однозначно: «Мода – это многостороннее явление, которое, на первый взгляд, имеет смысл, но в действительности этот смысл весьма невелик». Поистине в современном мире надо быть настоящим философом, чтобы не дать убедить себя в обратном!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1607
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1803
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1916
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4287

Другие новости