Налево или направо? Более насущный вопрос: по часовой стрелке или против?
Ф. Пикабиа. Оптофон II. 1922–1923. Городской музей современного искусства, Париж
Левая политика: Аналитический журнал. № 1, 2008. – 112 с.
У российских левых наконец-то появился специализированный журнал, призванный восполнить дефицит левого дискурса. В редакторском предисловии оговаривается, что «среди огромного спектра изданий, выходящих в сегодняшней России, левой периодики почти нет, а левой политической периодики нет совсем. Вернее, есть некоторое количество изданий, выпускающихся небольшими группами, нерегулярно и с большим трудом. Этого явно не хватает самому активу левых организаций, не говоря уже о «внешнем мире»: в конце концов журнал, который интересен только своим собственным авторам и заведомым сторонникам их позиции, рано или поздно обречен на кризис». Тем не менее инициатор журнала – публицист Борис Кагарлицкий надеется на то, что левые идеи в России удастся реанимировать, пройдя между Сциллой правого национализма и Харибдой глобального либерализма: «В таких условиях вопрос об идеологическом оформлении левых, о наших программах и требованиях – не теоретическая дискуссия между интеллектуалами и активистами, а вопрос жизни и смерти самого общества».
Первый номер «Левой политики» выдержан в подчеркнуто алармистском настроении: отечественные левые должны объединиться перед угрозой хронической нестабильности всей социальной модели и очевидной неэффективности «практического капитализма». Как отмечают либеральные социологи, российское общество стремительно левеет, в то время как националистические идеи дискредитированы вульгарной ностальгией по былому величию, названному Ильей Федосеевым «имперским синдромом».
Чтобы представить всю палитру содержания журнала, достаточно избрать «царский путь», пробежав по заголовкам материалов: «Рубеж середины двухтысячных» (Борис Кагарлицкий), «Мерцающая диктатура: диалектика политической системы современной России» (Виталий Куренной), «Остраненное пространство Империи» (Артемий Магун), «Текущий момент: социальный протест и перспективы антикапиталистических левых» (Илья Будрайтскис, Мария Курзина), «Средний класс» в России: материальное положение, сущность, сознание» (Василий Колташов), «Власть и бедность в предвыборной России» (Александр Желенин), «Концепция изменилась? По следам реформаторов от образования» (Анна Очкина), «Интернет, Open Source и «Открытое сетевое общество» (Игорь Герасимов), «Радикальное население России» (Акрам Муртазаев), «Имперский синдром» (Илья Федосеев), «Латинская Америка: революция и интеграция» (Александр Берегов), «Восстание среднего класса┘ во имя социальных благ» (Якоб Норхой), «Мы должны четко обозначить свои позиции» (Али Эсбати), «Что делать, когда левые сдвигаются вправо?» (Ален Кривин).
Особое внимание привлекает интервью Ильи Будрайтскиса с главным редактором «Художественного журнала» – Виктором Мизиано, который предлагает левым выдвинуть лозунг национализации культуры. По словам Мизиано, самый уязвимый момент современной культуры – это игровая релятивистская концепция личности художника. Апология автономности, выражающаяся в непричастности к социальным и этическим последствиям художественного жеста, приводит к тому, что художник оказывается жертвой кураторских манипуляций, предавая творческий поиск альтернативы.
Рассказ о «Левой политике» хочется подытожить словами философа Федора Гиренка о судьбе левых и правых в России: «Все мы левые, даже правые». В этом афоризме обозначена та пропасть между политическим и философским бытованием идей, которая в эпоху краха всех бинарных оппозиций обезоруживает как левых, так и правых.