Алексей Паперный. Пьесы.– М.: Культурная инициатива, 2021. – 240 с. |
В этом нет ничего удивительного. Ведь театром Паперный заниматься начал раньше, чем музыкой, – еще будучи школьником ходил в студию Олега Табакова, играл в спектаклях и даже ездил за границу на гастроли. В конце 80-х он со своими такими же молодыми единомышленниками в Творческих мастерских Валерия Фокина поставил спектакль «Твербуль» (сокращение от «Тверской бульвар»), который у московской творческой молодежи имел статус культового. С ним труппа объехала чуть ли не весь мир. И сейчас работает клуб-театр «Мастерская» Алексея Паперного, были поставлены спектакли «Река» и «Август», хорошо принятые критикой. Так что Паперный еще и актер, драматург и режиссер… Тем более что и в названии его музыкальной группы аббревиатура ТАМ – это Товарищество актеров и музыкантов.
Сборники пьес издаются нечасто. Как-то принято считать, что пьеса – это лишь материал для постановки. Но пьесы Паперного – особый случай. Их интересно читать, и возникает тот же эффект, что и с прослушиванием его песен – действо разворачивается в фантазии читателя. Так что издание книги пьес Паперного – акт вполне концептуальный.
Как утверждает в предисловии поэт, прозаик, публицист Дмитрий Быков, «в этой книге собраны все пьесы Алексея Паперного». И далее: «Читатель, наивно полагающий, что они будут похожи на его песни, обломается». Тут, вероятно, Быков лукавит, интригует читателя. Похожи-похожи… А вот тут он полностью прав: «Такие пьесы принято числить по разряду абсурдистских, но у драматургии Паперного, кажется, другие корни – театр абсурда оставляет, как правило, впечатление тягостной алогичности бытия, тогда как у Паперного все находится в гармонии».
Да, эти пьесы невероятно светлые, их персонажи – добрые, простые и наивные. Будь это люди, животные, растения или силы природы… Вот диалог из пьесы «Река»: «Петр: Я тебя понимаю. – Рима: И я тебя, Петя. – Петр: Ты сейчас на каком языке говоришь? – Рима: На человеческом. А ты? – Петр: На кошачьем. – Рима: Значит, я не одна такая. – Рима, Петр (вместе): Мы с тобой уникальные явления природы».
Кстати, чтение пьес Паперного совсем не исключает их последующий просмотр на сцене. Верно и обратное: посмотрев спектакль, интересно потом причитать текст. И в этом тоже есть своя концепция. К примеру, в пьесе «Река» есть сцены, которых нет в спектакле, и наоборот…
Ну и просто их читать невероятно приятно: «В Африке очень много разбойников, революционеров и диких зверей. Чем больше я люблю своих прихожан, тем страшнее жить. Меня даже обычные пауки пугают. Я должен их защитить…» Вот и Алексей Паперный – как этот Священник из его пьесы «Обещание». Он тоже хочет всех защитить от зла. Потому что все – уникальные явления природы.
комментарии(0)