0
1359
Газета Краеведение Интернет-версия

22.03.2001 00:00:00

Два продолжения одной выставки

Тэги: выставка, Кремль, реликвии


Христианские реликвии в Московском Кремле. Редактор-составитель А.М. Лидов. - М.: Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Центр восточнохристианской культуры, изд-во "Радуница", 2000. - 304 стр.

-АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ, выставку "Христианские реликвии в Московском Кремле", инициатором создания и научным руководителем которой вы являлись, посетили за шесть месяцев около 100 тысяч человек. Но вот вопрос: какова дальнейшая судьба святынь, экспонировавшихся в Успенской звоннице? Неужели это прекрасное целое опять будет разделено на множество фрагментов и спрятано от глаз в различных специальных хранениях?

- Риза Господня и Гвоздь Распятия вернутся в фонды, некоторые памятники - в кремлевские соборы. Ковчег Дионисия Суздальского XIV века с реликвиями Страстей Господних и ряд других святынь возвращаются в Оружейную палату, где растворятся среди многочисленных памятников прикладного искусства. К сожалению, посетители этого богатейшего собрания зачастую не в состоянии понять значение того или иного предмета. Для большинства это просто вещи из золота или серебра. Подлинный статус и смысл того, что люди видят перед собой в этой экспозиции, исчезает. А ведь Ковчег Дионисия по художественному и историческому значению можно сравнить с "Троицей" Рублева и фресками Феофана Грека.

- Вы обратились к администрации музея "Московский Кремль" с инициативой создать новую постоянную экспозицию христианских реликвий, своеобразный храм-реликварий в Благовещенском соборе. Какова была реакция на вашу инициативу?

- Дирекция музея обещала подумать. С научной точки зрения, одно из самых серьезных возражений против идеи создания храма-реликвария состоит в том, что реликвии всегда были распределены по кремлевским соборам и хранениям и никогда не показывались в отдельной экспозиции. Но это лишь отчасти правда, потому что важнейшие реликвии российского государства, значительная их часть, хранились в придворном Благовещенском соборе, откуда выносились во время особо торжественных празднований. Этому собору мы и предлагаем вернуть первоначальный смысл сокровищницы-реликвария для особо почитаемых святынь. Они могли бы быть расположены, например, в Никольском приделе. Речь не идет о том, чтобы в одном месте показать все реликвии, забрав их из соборов и Оружейной палаты. В этом сравнительно небольшом помещении могли бы быть представлены только самые важные святыни. Речь идет о создании особого сакрального пространства, в котором бы неразрывно соединились храм и музей. Сосредоточение святости в храмовом пространстве - вот в чем пафос предложенной идеи.

Такой храм-реликварий был бы максимально обращен к людям: святыни были бы доступны как для поклонения, так и для изучения. Это послужило бы импульсом к дальнейшему осмыслению сокровищ кремлевских соборов и дворцов. Возникла бы новая драматургия и восстановилась бы внутренняя логика освоения древних памятников Кремля, а искусственное противопоставление музея храму было бы снято. Новый для России тип музейного пространства уже имеет свои аналоги на Западе, где средневековая традиция нашла свое продолжение в современных экспозициях. Это и капелла-реликварий в соборе Сан-Марко в Венеции, и Папская капелла при Латеранском дворце в Риме. В западном Средневековье идеальным образцом такого храма-реликвария была знаменитая Сен-Шапель в Париже - шедевр французской готики XIII века.

- Каковы духовные и архитектурные истоки самой идеи храма-реликвария, есть ли у нее православные корни?

- Прототипом для подобных храмов как на Востоке, так и на Западе явилась церковь Богоматери Фаросской в Константинополе - маленький драгоценно украшенный купольный храм, разрушенный крестоносцами в 1204 году. Несмотря на то что церковь располагалась в глубине Большого императорского дворца, она и находившиеся в ней важнейшие реликвии Христа и Богоматери были в принципе доступны для всех - как для православных, так и для латинских паломников и даже для посещавших столицу иноверцев. Храм-реликварий был сердцем Византийской империи, ее сакральным центром, по своему значению сравнимым лишь с храмом Гроба Господня в Иерусалиме. С одной стороны, святыня являлась знаком духовного могущества. С другой - она была доступна для поклонения. В этой идее был заложен огромный потенциал. В России византийская традиция хотя и не буквально, но символически точно была претворена в придворном, царском небольшом Благовещенском соборе. Отсюда в особые церковные праздники святыни выдавались в храмы и монастыри Москвы для совершения крестных ходов с ними и для поклонения верующих.

- Как бы вы сформулировали общественный смысл вашего проекта?

- Думаю, создав храм-реликварий в Кремле, мы не только восстановим древний замысел, существовавший в умах наших предков, но и создадим новый сакральный центр России, который мог бы стать своеобразной точкой отсчета в освоении огромного культурного пространства русского православия. Возрождение на новом уровне центрального византийского образа и сакральной модели будет способствовать становлению нашей духовной идентичности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1189
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3033
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2137
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1704

Другие новости