0
1131
Газета Проза, периодика Интернет-версия

23.12.1999 00:00:00

Ebony & Ivory


Максим Шраер. Ньюхейвенские сонеты. - Провиденс, Род Айленд: АРКА, 1998, 79 с.

ЧИТАТЕЛЬ, привыкший к сетованиям эмигрантской поэзии, будет удивлен, раскрыв книгу стихов Максима Шраера. В ней автор приручает и одомашнивает эту изначально чужую среду. И даже одно из немногих элегических по тону стихотворений этой небольшой, бодрой, графичной книги написано энергическим ямбом и называется "Хэппи-энд":

    Я наконец отвык от ностальгии,
    я стал как все - соседи, остальные,
    прохожие - я даже негром стал.
    И, уезжая, я скучал по дому,
    по Новой Англии - старинному парому,
    плывущему среди гранитных скал.

Если вглядеться в стихи Шраера, то поражают они еще и неприсутствием темы смерти. Именно это умение жить в моменте - любом моменте, даже в моменте конца - и составляет главную особенность этих стихов.

Отрицание смерти есть торжество формы. В название книги не случайно входит слово сонет. Они составляют почти треть книги. Сонет - это целая страна со своими законами, как университетский кампус. Но у Шраера и сонет оказывается весьма динамичным: короткие строчки, быстрая, синкопированная речь, пружина сюжета. Сюжет опровергает смерть, ибо сюжет есть, в сущности, время, которое всегда имеет продолжение. А стихи Максима Шраера почти остросюжетны: "Енот, задавленный тойотой. / лежит, раскинув руки, / ему от жизни остается / крадучесть зимней скуки".

Тут, в этом маленьком, на страничку, рассказе (в лучшем, по моему мнению, стихотворении сборника) есть и неназванные персонажи, и цвета, а все вместе - курящаяся струйка длящейся после "Тойоты" жизни. Говоря об этом стихотворении, интересно отметить, что Максим Шраер, профессор славистики, по первому своему образованию - естественник, и одного года, проведенного в стенах факультета почвоведения МГУ, оказалось достаточно, чтобы воспитать в себе зоркость к живому миру вокруг. При этом активность отношения Шраера к "миру природы" проявляется не только в том, что он этот мир знает, но и в мужском, эротически окрашенном к нему чувстве. Если обычно в поэзии холмы или дюны певца окружают, то тут они его ждут. Взгляд этот присущ скорее поэзии деревенской, чем городской. С городом так не поговоришь, ибо он - сущность настолько внешняя и почти космическая в своей отстраненности, что по его знакам можно гадать, как по звездам:

    Дом погорел, ресторан закрылся.
    Третий в нашу любовь закрался.
    Я зову тебя. В окнах форда стоит черно-белый город.
    Ты гадаешь на светофорах. Красный не дорог, зеленый дорог.

"Зеленый-красный" - это ведь городское "да-нет". Таким образом, напряжение в стихах Шраера создается не парой "родина-изгнание", а просто - темой "мужчина--женщина". И еще проще - парой "черное-белое", этим американским ebony and ivory, странным халлоуинским миром, где по гладкому мерзлому осеннему фону рассыпаны эти выпуклые маленькие и почти глиняные фигурки: "Пугливые черные дети / смотрели на белых детей. / Пугливые белые дети / смотрели на черных детей".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
148
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
228
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
198
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
232

Другие новости